Вместо предисловия
Долго думал над тем, стоит ли писать о Гэри Тэйне. Все-таки человек прожил не такую уж длинную жизнь, и многое о ней известно, многое написано, хотя и есть откровенно забытые факты и события почти пятидесятилетней давности. Решился-таки. Все же мой любимый бас-гитарист любимой группы. Заранее прошу прощения, если что-то из написанного ниже вам уже известно.
Гэри Мервин Тэйн родился 15 мая 1948 года в семье Артура Джеймса Тэйна и Риты Тэйн в Крайсчерче, Новая Зеландия. У него было два старших брата: Колин и Артур. По воспоминаниям сверстников из католической школы Xavier College, Гэри был тихим и спокойным подростком, в котором рано проявился интерес к музыке. Он начал играть на бас-гитаре в возрасте 13 лет, а его первой группой была THE STRANGERS, в которую входили его брат Артур (соло-гитара, вокал), Грэм Чинг (ритм-гитара) и Дэйв Битти (ударные). Они играли инструменталки, рок-н-ролльные хиты тех лет и перепевали битлов в танцевальном клубе The Caledonian. Через некоторое время Дэйва Битти за ударной установкой сменил Питер Докинз, с которым, как показала история, Гэри Тэйна будет многое связывать.
Шестидесятые. THE BEATLES и битломания. А еще это было временем, когда группы распадались так же часто, как и образовывались. Не избежали этого и THE STRANGERS. Их хватило на пару лет.
После распада группы Гэри присоединился к сверстникам со схожим названием THE SECRETS в составе Дерека Райта (гитара, вокал), Пола Магглстона (ритм-гитара, клавишные, вокал) и Уэйна Аллена (ударные). Она была «приклубной» в топовом заведении Крайсчерча под названием The Plainsman. Парни пели песни все тех же THE BEATLES, наигрывали инструменталки и выступали на разогреве у певца Дела Шеннона, группы THE SEARCHERS и поп-дуэта Peter & Gordon (Питер Эшер и Гордон Уоллер) в их турах по стране. В начале 1965 года THE SECRETS сами поехали в тур по Новой Зеландии.
За время своего существования группа выпустила пару синглов, после чего распалась.
В январе 1965 года бывший участник THE STRANGERS, ударник Питер Докинз создает группу THE OTHERS, соло-гитаристом в которой оказался некто Дэйв Чепмэн. Вместе с LES STREET и THE ALLEYS новая группа стала выступать в модном ночном баре Крайсчерча The Pride of Place. В том же году THE OTHERS играли на разогреве у Тома Джонса и HERMAN’S HERMITS во время их гастролей в Новой Зеландии.
Вскоре после описываемых событий и LES STREET, и THE ALLEYS прекратили свое существование. THE SECRETS как раз вернулись с гастролей, и было решено, что они будут попеременно с THE OTHERS выступать в клубе The Pride of Place.
Через какое-то время Тэйн и Магглстон заговорили об Англии. Их порыв поддержали Питер Докинз и Дэйв Чепмэн, и, сменив название на ME AND THE OTHERS, группа стала готовиться к покорению Альбиона.
В феврале 1966 года на морском крейсере Australis в четырехнедельное путешествие до Саутгемптона отправились Тэйн и Магглстон, а через пару месяцев в Англии к ним присоединятся Докинз и Чепмэн.
Еще во время концертов с Томом Джонсом Докинз и Чепмэн сошлись с гитаристом его группы THE SQUIRES Майком Ги и сообщили о своих планах уехать в Англию. Майк пообещал представить музыкантов агентам Джонса. Для начала это выглядело неплохой зацепкой.
Вскоре после своего приезда в Англию Гэри успел сойтись с местной командой из Скарборо под названием JUST GIGGING AROUND, которая занималась перепевками, и к моменту прибытия Питера и Дэйва он исчез. Его не было пару недель, и музыканты уже было собирались искать нового басиста, как вдруг Тэйн объявился. Настало время для обсуждения планов.
Первым стоял вопрос приобретения соответствующей аппаратуры. После его решения группа запаслась фургоном Bedford и начала вплотную готовиться к работе.
Встреча с основателем Island Records Крисом Блэкуэллом, к которому у парней было рекомендательное письмо, ни к чему не привела. И причина была не в том, что, как оказалось, автора рекомендации он не мог вспомнить. Он любезно пригласил ребят на прослушивание, но те не произвели на него никакого впечатления.
Следующим был Дик Роу c Decca Records, для встречи с которым был арендован бар The Marquee. С ним получилось все столь же просто, как и сердито. Он припозднился, послушал одну песню и ушел по-английски не прощаясь.
Потом еще была встреча с Джеком Фэллоном из агентства Cana Variety. Он пообещал работу, но через шесть недель. К слову сказать, там музыканты в итоге и окажутся через некоторое время.
В агентстве Тома Джонса музыкантов встретили не столь приветливо, как они ожидали, и после первого же разговора стало понятно, что на это агентство им можно не рассчитывать.
Как часто бывает в таких ситуациях, помог случай, когда Магглстон и Докинз столкнулись с барабанщиком PRETTY THINGS Вивом Принсом возле его ночного клуба Knuckles в Сохо.
Им наконец-то повезло: клуб предоставил группе работу на пару недель. Стоит упомянуть, что данное заведение было знаковым, в нем только начали выступать австралийцы THE EASYBEATS, частенько наведывались Пит Таунсенд и Мик Джаггер.
Парни нашли поблизости дешевую гостиницу, и вскоре в еще одном известном в музыкальных кругах клубе под названием The Ship Кит Эмерсон (тот самый, из THE NICE и позже из EMERSON, LAKE & PALMER) познакомил их с агентом клуба, что сулило определенные перспективы.
Потом был клуб The Blue Lagoon в Ньюки, Корнуолл, где ME AND THE OTHERS выступали вместе с группой THE REACTION, в рядах которой был будущий барабанщик QUEEN Роджер Тэйлор, а в другом клубе они составили дуэт с THE GRAHAM BOND ORGANISATION, чья ритм-секция состояла из Джека Брюса и Джинджера Бэйкера, вскоре объединившихся с Эриком Клэптоном в группе CREAM.
ME AND THE OTHERS гастролировали по всей Великобритании, были в постоянных разъездах, играли в большем количестве клубов, а также не забывали о прослушиваниях в надежде получить хороший контракт. Несколько прослушиваний было в клубах The Marquee и Whisky A Go Go в Лондоне, а затем в конце 1966 года музыканты заключили контракт на месяц с Филипом Нойманом из PN Hit House в Мюнхене – знаковом месте на Леопольдштрассе в богемном районе еще со времен принцев-регентов под названием Швабинг.
В Мюнхен ME AND THE OTHERS отправились на смену THE KINKS на своем фургоне через Дувр и Бельгию. Музыканты жили в роскошной квартире, принадлежащей Нойману, через дорогу от клуба. Играли семь вечеров в неделю, с 15 часов дня до 3 часов ночи. Гэри Тэйн входил во вкус и становился движущей силой группы. У нее был весьма успешный месяц, хотя это была работа на износ. Постоянный шум и огромные толпы народа усугубляли обстановку и фактически перечеркивали отдых как таковой.
Участники группы находили разные способы справиться с давлением: стаканчик-другой или немного травки. Гэри Тэйн, пожалуй, самый преданный своему делу, постоянно репетируя и совершенствуя свои музыкальные знания и навыки, пристрастился к «таблеткам счастья».
В следующем месяце группа получила еще один контракт на четыре недели в Штутгарте. Она выступала на американской военной базе в ночном клубе в казармах Робинсона. Это была совсем другая обстановка с совсем другой публикой. Военнослужащие, находившиеся в отпуске или на выздоровлении прямиком из Вьетнама, были куда больше заинтересованы в выпивке и девушках, чем в музыке. Любимым напитком Тэйна к тому времени стал бренди с лаймом, к которому он прикладывался все чаще и чаще.
Как-то раз после легкой застольной разминки перед выступлением Гэри исчез из клуба. Коллеги по группе не могли его найти, и вместо них на сцену вышли летчики. Тэйна отыскали в саду без сознания. За сорванное выступление им ничего не заплатили.
В 1967 году после солидного восьмимесячного кругооборота по площадкам Великобритании и Германии Магглстон и Чепмэн объявили об уходе из группы. Зимой того же года Тэйн и Докинз решили продолжить работу вместе с калифорнийским гитаристом Эдом Картером под названием THE NEW NADIR.
THE NEW NADIR многие считают первой профессиональной группой Гэри Тэйна. После месяца интенсивных репетиций музыканты подписали контракт со швейцарским агентом Фредди Уипфри и забронировали выступления в отеле Hirschen в Цюрихе, где играли в течение трех месяцев.
Это была изнурительная работа с полудня до полуночи с парой часов на передышку. Впрочем, даже в таких жестких условиях группа находила время для экспериментов и в конце концов придумала убийственный сет, состоящий из смеси собственных идей и блюза, приправленной индийскими мотивами. Музыканты назвали это рага-рок. Эд Картер любил индийскую музыку еще со времени своей учебы в школе Али Акбар Хана в Беркли, штат Калифорния. Он учил основам игры своих коллег в перерывах между выступлениями, а потом все они играли вместе. Парни откровенно кайфовали.
После Цюриха группа поехала в тур по одноименному кантону, потом в течение месяца посетила PN Hit House в Саарбрюккене и север Франции (Марлебах и Фрейминг), а затем отправилась в Париж, чтобы выступить в легендарном клубе Omnibus.
Вскоре группа вернулась в Англию, чувствуя себя более чем уверенно. Музыканты решили в течение трех месяцев играть только на ключевых площадках в Лондоне, почти игнорируя север страны. Именно там были хорошие деньги, но на севере в то время популярной была соул-музыка, к которой THE NEW NADIR не имели никакого отношения.
Группа стала завсегдатаем таких топовых баров, как The Speakeasy, Blaises, Blades и Bag of Nails. За это время музыканты дали несколько ярких концертов и записали альбом на студии Polydor Records. Они также успели выступить на разогреве у американской женской группы THE TOYS, поиграли в упоминавшемся ранее знаменитом клубе The Marquee c JETHRO TULL, TEN YEARS AFTER, AYNSLEY DUNBAR RETALIATION, THE NICE, Джеффом Беком, а потом решили разойтись. Впрочем, группа выступила еще несколько раз с новым барабанщиком Майклом Ковальски, который сменил за ударной установкой Докинза в январе 1968 года.
С Ковальски THE NEW NADIR попробовали закончить работу над альбомом, который начали записывать в Швейцарии еще 28 августа 1967 года (тогда были записаны пять джазовых композиций и песен в стиле прогрессивного рока) для лейбла Witchseason, но альбом так и не был завершен. И только в 2009 году на виниле были наконец были выпущены несколько композиций с концертными записями ME AND THE OTHERS на второй стороне.
Группе посчастливилось выступить на одной сцене c самим Джимми Хендриксом в баре The Speakeasy, но вскоре музыканты приняли окончательное решения разбежаться.
Эд Картер вернулся в Калифорнию и присоединился к группе THE BEACH BOYS в качестве дублера Брайана Уилсона, а затем играл на соло-гитаре в проекте BLUEBIRDS OVER THE MOUNTAIN.
Еще раньше Питер Докинз вернулся в Новую Зеландию, чтобы начать карьеру музыкального продюсера в Австралии, а Гэри Тэйн после распада THE NEW NADIR стал выступать в качестве сессионного музыканта с известными и не очень известными персонажами.
В 1969 году Тэйн вошел в состав группы американского блюзмена Чемпиона Джека Дюпри и записал с ней полноценный альбом с интересным названием Scoobydoobydoo и сингл. В группе он выступал под псевдонимом Уоллас Тринг.
Осенью того же года он вошел в новую группу барабанщика Кифа Хартли THE KEEF HARTLEY BAND. Ядро группы составили Миллер Андерсон (вокал, гитара), Питер Дайнс (орган, клавесин), Спит Джеймс (гитара), Гэри Тэйн (бас-гитара) и Киф Хартли (ударные). Вместе с ними в записи первого альбома принимали участие еще четыре музыканта. Стиль сочетал в себе элементы джаза, блюза и рок-н-ролла.
За годы своего существования коллектив выпустил пять студийных альбомов (Halfbreed, 1969; The Battle of North West Six, 1969; The Time Is Near, 1970; Overdog, 1971; Seventy-Second Brave, 1972), причем к моменту записи последнего альбома из оригинального состава в группе остались только сам Хартли и Тэйн.
Стоит упомянуть, что 16 августа 1969 года группа выступила на фестивале в Вудстоке. Шесть композиций играли 45 минут. Не обошлось без скандала. Говорят, что Хартли попросил за съемку 2000 фунтов, что разозлило организаторов, и поэтому тоже выступление группы не вошло в запись. Сам Хартли играл на ударной установке барабанщика SANTANA и, судя по отзывам, остался крайне недоволен качеством звучания.
Тэйн отвлекался и на записи сторонних проектов. В 1970 году он принял участие в записи альбома американской певицы пуэрториканского происхождения Марты Велес под названием Friends and Angels. Компанию ему составили многие известные музыканты того времени: Джек Брюс, Джим Капальди, Эрик Клэптон, Пол Коссофф, Кристина Макви. Годом позже Гэри помог Миллеру Андерсону записать сольный альбом Bright City. В начале 1972 года вышел еще один альбом, в котором Тэйн принял участие: The Pete York Percussion Band.
В 1971 году THE KEEF HARTLEY BAND оказались на одной сцене вместе с URIAH HEEP, и это во многом определило судьбу Гэри Тэйна.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Гэри Тэйн # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #