В Юнгианской психологии архетипические образы мужского и женского начала представлены Анимусом и Анимой. Анимусу (мужскому) присваиваются жесткие, категоричные, принципиальные решения, которые направлены на внешний мир. В свою очередь Аниме (женскому) присваивается эмоциональность, подверженность настроениям и направленность вовнутрь.
Издревле, в различных культурах, мужское ценилось выше женского, так как мужское связывается с логосом (разумом, который властвует над эмоциями), а женское, наоборот, связано с Эросом, чувственность и эмоциональностью, которые подавляют разум. Но, в современном мире мы можем наблюдать тенденции несоответствия половой принадлежности (биологически заданной) с гендерной идентичностью (внутренним ощущением себя как мужчины или как женщины).
Анимус- психические элементы мужского в женском, они бессознательны. Если женщина сливается со своим Анимусом (мужским), то это приводит к тому, что ее поведение становится властным, жестким....
Анима находится в мужском бессознательном. Если мужчина в свою очередь сливается со своей Анимой, то он становится чувственным, эмоциональным, нерешительным.....
Анимуса и Аниму сложно обнаружить самостоятельно и тем более осознать, так как они не доступны сознанию и активируются при общении с партнером противоположного пола, накладывая свои проекции. У женщины с сильным Анимусом, подавляется ее феминность (женственность), в свою очередь, у мужчины с сильной Анимой, подавляется его маскулинность (мужественность). Соответственно, при создании пары, партнеры как бы меняются ролями: женщина демонстрирует мужское поведение, а мужчина женское и как бы всем "хорошо". Но, на самом деле, чем лучше развиты структуры Анимуса и Анимы, а не гипертрофированы, тем в большем ладу с собой мы находимся. Энергия должна двигаться свободно между Логосом и Эросом, если же она фиксируется, то мы можем наблюдать неуверенность в идентичности, тревожность.
Четырем основным задачам женщины присуще четыре Ипостаси :
-Дева представлена в образе девушки, связана с интуитивным восприятием;
-Первоженщина связана с поиском эмоциональных реакций, выбором лучшего из кандидатов;
-Подруга- планирование действий и достижение желаемого, мышление;
-Ипостась Матери связана с зачатием, родами, выкармливанием и сохранением потомства.
Женский Анимус может быть представлен как "Мужчина, с преобладающей физической силой", с опорой на витальность. Соответственно, выражение Анимуса у данных женщин будет происходить через образы спортсменов, героев фильмов...здесь уровень духовности низок и внимание направлено на внешний образ (как правило характерно для молодых женщин):
-"Мужские дела"- направленность своей энергии на социальные достижения, карьерные высоты: "Вижу цель, не вижу препятствий":
-"Мужчина слова"- женское стремление к прокачиванию интеллекта, присвоение Логоса:
-"Мудрый мужчина"- духовный наставник, выражающий таланты женщины:
При рассмотрении мужской Анимы (т.е. женского в мужском), в случае ее перегруженности маскулинными чертами матери и подавлененности, потребность мужчины защищать, брать ответственность на себя, формируется искаженно. Такому мужчине хочется "победить" авторитарную женщину (как внутреннюю так и внешнюю), но не оберегать ее. Мужчина с подавленной Анимой пытается как правило избегнуть принятия решений, но делает это в подавляющей манере ( в сверхконтролирующем стиле маскулинной матери).
Внутренняя зависимость мужчины от гиперматеринского начала проявляется внешней:
- зависимостями от алкоголя, ПАВ;
-неспособностью справиться со своими чувствами, признавать их и адекватно выражать;
-психосоматическими заболеваниями;
-чередой неудачного выбора партнера: постоянные "сражения" со своими женами вместо подавлений женских аспектов внутри себя.
Женское (феминное) служит мужскому в виде сопереживания, сочувствия, помощи. Мужское служение женскому - ведет женщину туда, куда она хочет прийти и прокладывает ей путь....
Маскулинность у мужчины как и феминность у женщины формируются в семье. Если мать обеспечивает "кормление", телесную витальность, а отец в свою очередь заботиться о матери и ребенке, и они могут укрыться под покровительством отца, то мальчику проще усвоить маскулинную роль, а девочке феминную.
PS: очень хочется порекомендовать к прочтению прекрасные работы Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебной сказке" и Марион Вудман "Опусташенный жених", в которых Вы можете найти для себя очень много информации касательно того вопроса, который сегодня был слегка затронут в данной публикации.