В 1986 году режиссер Александр Прошкин решил экранизировать сценарий Эдуарда Дубровского о политическом заключенном, который живет на поселении в сельской местности, на куда нагрянула банда, ограбившая поезд. Так появился замысел фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…».
По сценарию события происходят в 1955 году. Однако режиссер перенес их на два года раньше, в 1953 год, когда после смерти Сталина была объявлена широкая амнистия – на свободе оказалось больше миллиона матерых уголовников.
Согласно указу, на свободу выходили женщины с детьми, получившие срок на административные преступления, а также лица старше 55 и младше 18 лет, и зеки, получившие меньше пяти лет лишения свободы.
После этого наступило то самое, холодное лето 53-го, когда по большинству регионов страны начался масштабный разгул преступности. В то время режиссер Александр Прошкин учился в школе, он помнит, как в школу прибыли десятки парней из детских колоний. Проучились они недолго – большинство скоро снова загремело за решетку.
Перед съемками Прошкин запросил консультантов в МВД, однако там фильм сочли жестоким и отказались сотрудничать. Там были уверены, что такой фильм в Госкино снимать не разрешат. Когда же начались съемки, руководство МВД вышло на режиссера и ему представили консультантов.
Незадолго до съемок Александр Анатольевич познакомился с актером Валерием Приемыховым, именно ему он предложил роль Лузги, и актер сильно воодушевился. В сценарии было прописано, что Лузга по профессии был ученым-археологом. Актер сказал, что человек такого склада и профессии не сможет дать отпор матерым уголовникам.
Режиссер прислушался к критике Приемыхова, после чего роль частично переписали – Лузга стал капитаном полковой разведки, получивший срок после возвращения из плена.
На роль Копалыча, осужденного за шпионаж пробовались Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Но с Юматовым работать было сложно в силу его пагубной привычки, а Дворжецкий, отсидевший в молодости, не желал принимать внутренне воровскую романтику, о чем честно сказал режиссеру.
Режиссеру предложили попробовать Анатолия Папанова, да и сам актер не был против, однако в театре его отпускать категорически не хотели. И тут Папанов проявил принципиальность: сказал, что он должен сыграть эту роль, через которую ему есть что сказать зрителю.
Прошкин в бандиты набрал самых разных актеров. Его задача была – показать, что банды состоят не из безликих преступников, а из самых разных людей, волею судьбы вставших на кривую дорожку. Сыграли главных отрицательных персонажей Владимир Головин с изрядной долей отрицательного обаяния, Сергей Власов, Алексей Колесник и Виктор Косых.
Когда местное население узнало, что на съемки на берег озера в деревне Руга приехал Анатолий Папанов, съемочную площадку на следующий день окружила большая толпа зрителей из всех окрестных деревень. Все хотели посмотреть на актера, пообщаться с ним, сказать спасибо за роли. Было много малышей которых привезли показать того самого актера, который озвучил волка в «Ну, погоди!».
Папанов попросил не разгонять людей – после съемочного дня он общался с людьми несколько часов – и со взрослыми, и с малышами, ответив на все их вопросы и рассказав несколько историй.
Во время съемок Анатолий Папанов отпросился на несколько дней в Москву, нужно было утрясти дела в вузе, где он преподавал курс студентам. Дело было в августе, горячей воды не было, и актер решил принять холодный душ. Это спровоцировало сердечный приступ, от которого 64-летний актер скончался.
Режиссер в память об актере в конце фильма повторил сцену, где Анатолий Дмитриевич говорит: «Об одном жалею – годы. Так хочется пожить по-человечески. И поработать». Озвучил роль Копалыча актер Игорь Ефимов.
По итогам 1988 года фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…» занял второе место в прокате, уступив только фильму «Маленькая вера».
Подписаться на канал «КиноНытик»