Как это обычно и бывает, злого умысла не имелось
Полыхающие леса и просторы – кошмар для природы и людей, который на Дальнем Востоке давно стал обыденным явлением и повторяется из года в год. Вот и Забайкалье не смогло дотянуть до апреля, не зайдя в период пожаров.
Первое возгорание, перекинувшееся на лес, было зафиксировано здесь в текущем году 24 марта. Огонь охватил 25 гектаров в Акшинском районе – иронично, что именно здесь, во-первых, в этот момент было сухо из-за сместившихся осадков, а во-вторых, именно этот регион оказался меньше остальных готов к приходу огня. Местные власти как раз успели отчитаться, что готовность к пожароопасному сезону не набрала даже 70%.
Как обычно, причиной пожара стал человек – причем уже даже найдено, какой именно человек. Местный житель 1981 года рождения сжигал порубочные остатки и не убедился, что как следует все затушил. Теперь ему придется выплатить #штраф и немаленькую компенсацию за работу пожарных.
По данным местного правительства, на естественные причины вроде возгораний от молний приходится всего несколько процентов. Примерно в 40% случаев пал приходит из степи, где траву кто-то поджигает. А около 10-15% возгораний – вина черных лесорубов, которые сознательно разжигают огонь: полыхающие леса приходят в состояние, где уже не особенно понятно, было ли что-то вырублено в обход закона. Не отличаются экологической сознательностью (каламбур получился сам, простите) и браконьеры: они тоже могут запустить #пожар, чтобы всем профильным службам было не до них…
За борьбу с пламенем на природе в Забайкалье ответственны краевые Минприроды и подведомственные ему Управление лесничествами, «Забайкаллесхоз» и Читинская авиабаза охраны лесов. Правда, власти не скрывают: финансирования не хватает ни на зарплаты, ни на полноценное материально-техническое обеспечение, ни на работы в лесу по госзаданию… В последнюю неделю краевым Минфином было выделено на борьбу с возгораниями 67 миллионов рублей (на восстановление лесов, приобретение пожарной техники и оборудования и сопутствующие расходы в лесной сфере), но хватит ли этой суммы – пока неясно. По крайней мере, неделю назад губернатор края Александр Осипов отчитывался полномочному представителю президента в ДФО, что укомплектованность штата рабочих лесопожарных формирований «Забайкаллесхоза» составляет нелепые 42%.
Есть интересный нюанс. Регион попилен на зоны ответственности: возгорания в населенных пунктах будут тушить МЧС и краевые пожарные части, лес и территории на расстоянии 20км от поселков – в ведении «Забайкаллесхоза». А все остальное, то есть большая часть территории региона, должно тушиться собственником. Понятное дело, что на практике это означает либо «собственнику самому бы спастись, тушить пожар и не пускать огонь по окрестностям он не будет», либо «собственника нет, так что тушить пожар и не пускать огонь по окрестностям вообще никто не будет».
Денег нет, людей нет, ситуация не меняется из года в год – и хотелось бы сказать, что пока не клюнет в темя жареный петух, ничего не изменится… Но петух-то уже не раз клевал. Самый яркий пример последних лет – это мощные #пожары в апреле 2019 года. Уничтожено около сотни жилых домов, погибли тысячи сельскохозяйственных и диких животных, десятки человек получили ожоги, были и смерти. Местные #власти оценили ущерб в 1 млрд рублей. И что мы видим? Что #история вполне может повториться, потому что к приходу огня никто и нигде не готов и готовиться не собирается.
Уже едва ли не двадцать лет забайкальские власти упорно не хотят вкладываться в противопожарные траты. Тут сэкономить, здесь пообещать и не дать, там просто отказать… Край полыхает и чадит ежегодно – когда не тонет… Ни порицания из столицы, ни негодование природозащитников и населения, ни траты на компенсации погорельцам – ничего не работает и не внушает местным властям, что проблемой давно пора заняться вплотную и не по остаточному принципу.