По большому счету, главая беда современной литературы - в том, что перестали писать для бессмертия - пишут для Нонфикш/Нацбеста. Почему так происходит, вопрос второстепенный, надо о нем поговорить отдельно. Но есть данность: книги, которые принято сегодня называть настоящей литературой, пишут для тусовки, поддерживающей литературную жизнь. Это даже не гамбургский счет, не прижизненная слава и прижизненные тиражи - это литература для друзей. Которые прочитают, прокомменируют, номинируют, наградят. Успех книги измеряют уже не отзывами институционализированных редакторов и критиков, а мнением друзей из литсреды. Тех, кто постоянно ходит на одни и те же презентации и выставки, пишет об одних и тех же, своего круга, писателях. Вовсе не just for fun такая литература - а friends only.
Пропала из литературы жажда бессмертия. Единицы пишут для него - все они на голову известней писателей "своего круга". Я не буду их называть - сами знаете. Вот кто самый известный - тот точно для бессмертия. За исключением Виктора Пелевина - это так, пыль эпохи.
Даже беллетристика лучше. Литература для отдохновения масс. Беллетристов много читают, у них есть сиюминутное признание. Friends only-литературу не читает почти никто, ее комментирует сотня человек из тусовки, а тираж в 500 экз. раздаривается или продается целый год.
А как же бессмертие? Один из самых первых моих постов в ЖЖ был о жажде бессмертия.
Это то, о чем я захотела сообщить миру, когда у меня появились первые в жизни 10 читателей
Без жажды бессмертия литературы нет. Если мы говорим именно о литературе, а не о красивой беллетристике и массовом мусоре. Все, что пишется без установки на бессмертие, это поделки для друзей. Своего круга.
Вот в этом своем круге современная литература и потонула. Думаю, 95% писателей, которы делают современную литературу, не только в будущем никто читать не станет - их и современники не читают.
Самое дорогое это надежда на бессмертие. Люди, пишущие для настоящего маленького круга не знатоков, а просто друзей, это понимают почти всегда. И оттого они злы на тех, у которых шанс обеспечить себе бессмертие есть.
Достаточно посмотреть на современных писателей: кто не кучкуется, кого не видно на тусовках, те работают на бессмертие. Из писателей формата friends only таковое грозит единицам.
Про Яхину много сейчас пишут: сумасшедшие тиражи, незаслуженная слава. Но не слава Яхиной беспокоит писателей из группы friends only - Яхина славой не наслаждается, мы не видим, чтобы она в ней купалась. Как и несколько других современных писателей, издающихся большими тиражами. Плохо ли, хорошо ли, но прямо сейчас Яхина зарабатывает себе бессмертие. Ее будут читать через 20 и 30 лет. И, вероятно, даже 50. И про раскулаченных татар будут знать от Яхиной. Это больно, это ранит тусовочных писателей, критиков, редакторов - всех, от чьей литературной деятельности есть только один результат - право им самим зваться писателями, критиками и редакторами.
В этом основная претензия к Яхиной: профсреда увидела, что человеку достается самое ценное - бессмертие. И среда, конечно, возмущена снова, что не ей достается.
---------------------------------------------------------------------------------------------------