Не утихают споры о том, какая разница в возрасте между детьми предпочтительней? Однозначного ответа нет. Попробуем разобраться, какие при возрастной разнице от 1 года до 4 лет возникают проблемы и какие есть положительные моменты. И как свести к минимуму ревность между детьми.
От года до двух лет
Проблемы:
1. Ребенок, вдруг ставший старшим (не стоит забывать, что ему всего 1,5 - 2 года), не может выразить словами свои чувства. А ревнует он очень сильно. На этом фоне может произойти отказ от уже приобретенных навыков: умение самостоятельно есть, пользоваться горшком.
2. У старшего в этот период обострен страх остаться одному, ему все время необходимо подтверждение - что мама рядом. А как быть маме? Ведь у нее на руках новорождённый, которого старший воспринимает как большую помеху, нервничает и плачет.
3. Когда чуть подрастает младший, первенец проявляет агрессию, не дает ему игрушки, соревнуется с ним за любовь близких.
4. И взрослым достаточно тяжело. Старший ребенок и в прямом и в переносном смысле еще не твердо стоит на ногах, а надо уже ежеминутно заботиться о маленьком.
Положительные моменты:
1. Небольшая разница в возрасте дает возможность установить для детей единый режим сна и кормления, когда малышам примерно 2 и 4 года, у них уже появятся общие занятия и игры.
2. Младший учится всему гораздо быстрее, так как все повторяет за старшим. Первенец становится для него кумиром. Тем более, что второй ребенок не представляет себе жизнь без старшего.
3. Хорошо передается детсадовский опыт ( а также краски, карандаши, альбомы) и школьный (учебники, пособия и прочее).
Как же свести к минимуму проявление ревности старшего ребенка к младшему:
- обязательно находить время для уединения с первенцем. Погулять с ним, рассказать сказку, всегда говорить - что он самый лучший старший сынок или старшая доченька;
- не отталкивать старшего, когда он хочет помочь ухаживать за маленьким. Ведь он уже может принести бутылочку, поправить одеяльце, принести пеленку. За все это он несомненно заслуживает похвалу:
- при просьбах первенца откликаться на них, показывая, как взрослым важны его потребности.
От двух до четырех лет
Проблемы:
1. Сложнее найти общие занятия для детей. У них разные интересы и занятия.
2. Чувство ревности достигает пика к трехлетнему возрасту, поэтому ребенок может стать плаксивым, агрессивным, злым. У него почти нет желания играть с младшим, это вызывает у него дополнительное раздражение.
3. Первенец ощущает себя ненужным. Он как бы потерял свои позиции в семье. Он теперь не главный.. Как это пережить?
4. Родителям не просто установить разные режимы для детей. Старшему надо в садик и на занятия, а младшего надо кормить и укладывать спать.
Положительные моменты:
1. Бесспорное преклонение младших перед старшими.
2. Старшие при этом ощущают себя умными, сильными, значимыми, и важными.
3. У взрослых уже сложились отношения со старшим ребенком, они хорошо понимают его и не обделяют вниманием.
Как справиться с ревностью в этом случае:
- помогать старшему выражать свои чувства словами. Не ругать его, если он говорит о негативном восприятии маленького, давать ему выговориться, помогать наводящими вопросами;
- предлагать рисовать и в рисунке прорабатывать гнев, обиду, агрессию и ревность.
При такой разнице в возрасте, от года до четырех, сначала перед родителями стоит задача придумать для детей общие игры, а затем общие темы для бесед и возможности для развлечений.
И всегда говорить своим детям: мы - семья, мы - одно целое!
В моих статьях можно прочитать о самостоятельности детей, и о том, почему они боятся врачей.
Подписывайтесь на мой канал. Буду признательна за ваши лайки и комментарии!