Найти тему
Ana Ciornea

Язычество vs Христианство в "Слове о полку Игореве" Ч2

Отдельного внимания в рукописи заслуживает религиозная составляющая.


Такая уж крещеная Русь?

Как мы установили в предыдущей статье, «Слово» было написано в конце 12 века. Крещение Киевской Руси было осуществлено в 10 веке князем Владимиром Святославичем, сам процесс распространения христианства длился приблизительно два века. Значит, что автор рукописи был христианского вероисповедания, ровно как и главные действующие лица (Игорь, Всеволод, Святослав, Ярославна). У любого человека, который прочитает рукопись, возникнет резонный вопрос: какую роль играет столь многочисленное упоминание языческих славянских божеств?

Великий князь Владимир Святославович. Портрет из Царского титулярника 17 в.
Великий князь Владимир Святославович. Портрет из Царского титулярника 17 в.

Вещественные доказательства

Сам автор рукописи при упоминании своего предшественника, придворного певца Бояна, сравнивает его с внуком Велесов: «…Боян, Внук Велесов,…». Также в «Слове» говорится о языческих славянских божествах: народ — «внук Даждьбога ⁠ » , певец Боян — «внук Велеса ⁠ » , ветры «внуки Стрибога ⁠ » , соревнование оборотня и бога Хорса ⁠ , Див ( древнейшее индоевропейское божество ) угрожает Степи ; там же фигурируют и Троян , Карна или Желя, их принадлежность к древнерусскому языческому культу так и не выяснена.

Для справки поясним, кто эти божества и какую роль они играли в мифологии:

Даждьбог - Бог солнца и плодородия. Один из главных богов в восточнославянской мифологии.
Велес - «Скотий бог», божество в древнерусском языческом пантеоне. В «Житии Владимира» говорится, что «Волос идол» был повержен во время крещения Руси в 988 году.
Стрибог - Бог ветра.
Хорс - Бог солнца.

Так выглядит Даждьбог
Так выглядит Даждьбог

Так зачем же там языческие боги?

Для рукописи характерен нейтральный оттенок упоминания языческого божества, даже, скорее, метафоричный. Боги выступают праотцами разным явлениям и даже людям, будто бы древнерусский народ берет свое начало от единого Даждьбога, а Боян – внук самого покровителя поэзии и сказателей. Имена божеств упоминаются без осуждения и тени пренебрежения, характерного христианству на его ранней фазе развития. В чем кроется истинная причина такого открытого упоминания о языческом прошлом народа лингвисты до сих пор не определили. Возможно, к 12 веку язычество сталось частью народного фольклора и это всего лишь дань традиции.


Зачем – непонятно, но главное место все же отводится христианскому божеству.

И в то же время в финале «Слова» Игорю укажет путь из плена Бог — не Даждьбог и не Стрибог, а христианский Бог; князь едет к церкви Богородицы Пирогощей в Киеве, после чего автор хвалит князя и дружину за то, что они боролись за христиан с армиями язычников. Скорее, автор нарочно выбрал именно такой переход, который привел Игоря к благополучному концу. Финал рукописи таков, что христианский Бог – путь к спасению русского князя Игоря, что уже созвучно с распространившимся к тому времени новым вероисповеданием на Руси.