Отдельного внимания в рукописи заслуживает религиозная составляющая.
Такая уж крещеная Русь?
Как мы установили в предыдущей статье, «Слово» было написано в конце 12 века. Крещение Киевской Руси было осуществлено в 10 веке князем Владимиром Святославичем, сам процесс распространения христианства длился приблизительно два века. Значит, что автор рукописи был христианского вероисповедания, ровно как и главные действующие лица (Игорь, Всеволод, Святослав, Ярославна). У любого человека, который прочитает рукопись, возникнет резонный вопрос: какую роль играет столь многочисленное упоминание языческих славянских божеств?
Вещественные доказательства
Сам автор рукописи при упоминании своего предшественника, придворного певца Бояна, сравнивает его с внуком Велесов: «…Боян, Внук Велесов,…». Также в «Слове» говорится о языческих славянских божествах: народ — «внук Даждьбога » , певец Боян — «внук Велеса » , ветры «внуки Стрибога » , соревнование оборотня и бога Хорса , Див ( древнейшее индоевропейское божество ) угрожает Степи ; там же фигурируют и Троян , Карна или Желя, их принадлежность к древнерусскому языческому культу так и не выяснена.
Для справки поясним, кто эти божества и какую роль они играли в мифологии:
Даждьбог - Бог солнца и плодородия. Один из главных богов в восточнославянской мифологии.
Велес - «Скотий бог», божество в древнерусском языческом пантеоне. В «Житии Владимира» говорится, что «Волос идол» был повержен во время крещения Руси в 988 году.
Стрибог - Бог ветра.
Хорс - Бог солнца.
Так зачем же там языческие боги?
Для рукописи характерен нейтральный оттенок упоминания языческого божества, даже, скорее, метафоричный. Боги выступают праотцами разным явлениям и даже людям, будто бы древнерусский народ берет свое начало от единого Даждьбога, а Боян – внук самого покровителя поэзии и сказателей. Имена божеств упоминаются без осуждения и тени пренебрежения, характерного христианству на его ранней фазе развития. В чем кроется истинная причина такого открытого упоминания о языческом прошлом народа лингвисты до сих пор не определили. Возможно, к 12 веку язычество сталось частью народного фольклора и это всего лишь дань традиции.
Зачем – непонятно, но главное место все же отводится христианскому божеству.
И в то же время в финале «Слова» Игорю укажет путь из плена Бог — не Даждьбог и не Стрибог, а христианский Бог; князь едет к церкви Богородицы Пирогощей в Киеве, после чего автор хвалит князя и дружину за то, что они боролись за христиан с армиями язычников. Скорее, автор нарочно выбрал именно такой переход, который привел Игоря к благополучному концу. Финал рукописи таков, что христианский Бог – путь к спасению русского князя Игоря, что уже созвучно с распространившимся к тому времени новым вероисповеданием на Руси.