Нет, я не психолог и не философ. Я всего лишь люблю наблюдать. Сейчас так модно говорить другому: «Это твой выбор!» И ответственность за любую ситуацию, происходящую в жизни другого, перекладывать на него.
У человека есть свобода выбора, утверждают и люди верующие, и всевозможные психологи, и советчики, и критики.
Но свободы выбора нет. Любой выбор предопределен обстоятельствами, какой бы вопрос нам ни приходилось решать.
Почему я не прима в Большом театре? Ведь мне всегда так нравилось танцевать?!) Неужели я когда-то сделала неверный выбор?!
Или вот симпатичный молодой человек, отлично сложенный. Почему он не танцует, как Баркиджиджа?!
Есть печальное обстоятельство. У нас с этим молодым человеком нет способностей для занятий балетом.
Посмотрите, как изменится ваш выбор в банальнейшей ситуации. Вы идете домой обычной для себя дорогой, но впереди на вашем пути в подворотне стоят семь человек. Нужно сделать выбор – идти домой, как всегда, или обойти эту группу.
Какой выбор сделает человек, если учесть некоторые дополнительные обстоятельства:
1. Стоящие семеро – ваши друзья.
2. Стоящие семеро – ваши враги.
3. Вы не знаете стоящих, но у вас при себе крупная сумма денег (или только что купленная дорогая люстра).
4. Вы женщина, а там стоят мужчины.
5. Вы мужчина, а там стоят женщины.
6. Вы мужчина, а там стоят женщины, и они все беременны от вас.
7. Один из стоящих – ваш брат.
8. Одному из стоящих вы давно должны крупную сумму.
9. У вас при себе травмат.
10. Вы женщина, и вы беременны.
11. Месяц назад вы перенесли операцию по лечению отслойки сетчатки.
12. Вы трус и слабак.
13. Вы задира.
14. Вы ищете смерти.
15. Вы чемпион по боксу и совершенно классно деретесь.
16. Вы хотели перед этим зайти к другу в соседний дом, но колебались.
17. Вам давно все безразлично.
18. Вы недавно вставили зубы.
19. Вы истово веруете в Господа.
20. Следом за вами идет полицейский.
Можно привести кучу нюансов, но получается одно – ваш выбор даже в таком вопросе как дорога домой зависит не от вас, а от обстоятельств. Следовательно, выбор детерминирован. Отсюда следует, что свободы выбора таки нет.
Есть внешние обстоятельства и внутренние. Внутренние связаны с уровнем нашей ресурсности, нашими убеждениями, опытом, перенесенными психотравмами, физическим и психическим состоянием, информированностью, мотивацией и т.д. На момент принятия решения все эти факторы являются достаточно жесткими условиями, определяющими ваши решения и действия.
Именно поэтому не стоит корить себя задним числом за выбор, который привел к нежелательным последствиям.
Почему мы так легко уступаем этой иллюзии, верим в свободу выбора?
Допустим, в одной и той же ситуации мы наблюдаем двух разных человек. Один поступает хорошо, как нам кажется. Другой плохо, как нам опять-таки кажется. Но мы ничего не знаем о внутренних обстоятельствах этих людей. Я уж не говорю о том, что мы зачастую не знаем, что хорошо и плохо. Но уж о том, каковы внутренние обстоятельства этих людей, мы даже догадываться не можем.
Предположим, вы хотите яблок. Вы идете в магазин и просите продать яблоки. Даже если это магазин «Фрукты-овощи» при отсутствии яблок их вам не продадут. Их нет. Можно плакать, можно писать заявление в СК и Роспотребнадзор, можно угрожать оружием. Но яблоки от этого не появятся. Их нет. И если вас по-прежнему корежит без яблок, надо думать о том, почему вам их вдруг приспичило отведать и почему вы идете с оружием в магазин, где яблок нет.
Иллюзия свободы выбора имеет много причин. Одна из главных – экстраполяция нашего собственного опыта на новую ситуацию.
Да, кто-то когда-то продавал нам яблоки. У продавца была бородавка на носу. У продавца в магазине запчастей тоже есть бородавка на носу, но у него нет яблок.
Требуя чего-то от другого человека, мы, как правило, даже не интересуемся тем, есть ли у него какой-то ресурс для выполнения наших желаний.
Нужно сказать, что бОльшая часть живущих – не ресурсны. Это и дети, и старики, и инвалиды, и люди, внешне здоровые, но подорванные постигшим их опытом, неявными болезнями. Банально недостигшие того уровня ресурсности, который вам необходим, или утратившие его.
У них нет яблок. Вы можете трясти их до бесконечности, но яблоки с них не упадут. Очень может быть, что у них есть сливы. Но пока вы кого-то трясете в поиске яблок, сливы вы уже растоптали, а ресурсность человека уронили до нуля.
Конечно, у вас тоже нет выбора. Вы – раб своих собственных обстоятельств. Не вы определяете, трясти кого-то или не трясти. Это некая рана в вашей душе, некий изъян заставляет вас трясти другого до полусмерти. Не отпускать, давить, уничтожать. Страшная рана в душе человека, который это делает. Мне было проще. Мои страшные раны зализывало зверье.
И пару слов о нересурсных людях. Среди моих пациентов было немало таких, которые отчаивались и не хотели жить. И я говорила им – вы не принадлежите себе. И даже близким своим не принадлежите. Вы принадлежите тому, кого вы сможете спасти, когда он встретится вам на пути. Тому, кому вы сможете помочь.
У меня была ситуация, когда на реке, где мы обычно гуляем с собами, бездомная молодая собака упала в канализационный люк. Большая, мне не поднять. Рядом стоял знакомый в чистом костюмчике, и он за ней, конечно, не полез. Но мимо шли пьяные бомжи, и один из них полез и ее вытащил. Запросто. Мы никогда не знаем, как кому-то поможет человек, из которого мы трясли яблоки, вытрясая душу.
Даже самые слабые существа в той или иной степени ресурсны. Никакого ресурса нет у того, кому плевать на посторонних людей и на посторонних собак. Все, что он делает и говорит, это иллюзия, которую он пытается создать для себя на выгребной яме своей души. Не ведитесь на этот демонический фарс. У этого несчастного существа нет выбора.