Пролог
Умеренно зябкое утро середины октября. Платформа Беговая. Люди щупальцами гидры опутывают турникеты. К самому крайнему, предназначенному для прохода с багажом, скотчем приклеены две засаленные бумажные иконки. Святые взирают на стихийный пассажирский поток с беспристрастным вниманием. На выходе уличный музыкант надсадно выдувает на трубе мелодию Игоря Корнелюка, знакомую россиянам по телесериалу "Бандитский Петербург". Что-то про город, которого нет. Обстановка напоминает вступительные кадры к новому фильму условного Звягинцева: задает привычную атмосферу русской тоски. Тем не менее, происходящее веселит своим гротеском. Определенные жизненные наработки последних лет безжалостно смяты и изящным движением запястья отправлены прямиком в мусорную корзину. Остается наблюдать как бы со стороны, не забывая сохранять невозмутимый вид.
Бизнес-леди
Мы образовали круг - сродни тем, которые показывают в голливудских фильмах про анонимные собрания зависимых. Руководитель отдела (назовем ее Еленой) представилась и коротко поделилась с соискателями автобиографией. Описывая основные вехи своей жизни, она сообщила, что родилась и выросла в солнечном Волгограде. По собственному признанию, Елена всегда считала малую родину захолустьем. Окончив местный колледж, амбициозная девушка отправилась покорять столицу.
Спустя несколько лет кропотливой работы Елена возглавила отдел по работе с VIP-клиентами, а совсем недавно получила заветную степень MBA - высшее мерило успеха для руководящих кадров. С особой гордостью бизнес-леди отметила, что даже после этого не остановилась на достигнутом и продолжила обучение на курсах так называемого дизайн-мышления. Еще Елена упомянула, что воспитывает шестнадцатилетнего сына и любит путешествовать. Отдельное место в этой self-made истории она отвела тому, что подобный формат собеседования - когда участники садятся в круг и поочередно рассказывают о себе - придумала самостоятельно и очень гордится своим изобретением.
Бывают люди, чей успех является органичным продолжением их личности. Лучезарная аура вокруг них возникает как будто сама собой, а ее носители естественны, непринужденны, но что самое главное - им не требуется навязчиво демонстрировать окружающим свой статус и состоятельность. В особых случаях энергичность этих людей передается другим, наделяя созидательной силой.
Наша героиня была не из таких. Ее уверенная речь, властные манеры и безукоризненный внешний вид - все выглядело напускным и выдавало в Елене человека, который прилагает максимальные усилия, чтобы казаться успешным и вселять в окружающих состояние благоговения. В некоторые моменты я думал, что вот-вот, и от напряжения на лбу Елены проступят вены, как у того самого парня из известного мема. Тем не менее, по состоянию некоторых из присутствующих (читай: по девушкам) было заметно, что потуги Елены действуют безотказно. Они глядели на нее восхищенными глазами, принимая женщину за ролевую модель.
По бокам от Елены, подобно каменным горгульям на страже средневекового замка, сидели два плечистых парня в официальных костюмах. Несмотря на то, что своим строгим видом ребята напоминали секьюрити, таковыми они, конечно же, не являлись. Как объяснила женщина, оба молодых человека были новоиспеченными сотрудниками, прошедшими жесткий отбор на должность в предыдущей волне соискателей. Цель присутствия новобранцев на массовом собеседовании (ах да, сейчас же их принято называть интервью) заключалась в отработке полученных за пару недель навыков психологического анализа. Предполагалось, что в полевых условиях парни должны использовать их при общении с потенциальными клиентами компании, а пока набор в отдел продолжается, "горгульи" могут потренироваться на нас: оценить наши способности и мотивацию по внешнему виду, позам, жестам, манере говорить и держаться. Ни одна мелочь не должна была ускользнуть от пристального взора новоявленных последователей доктора Лайтмана. Впрочем, выражение лиц обоих парней, выражало, скорее, покорность и скуку, а не живой интерес к тому, чем им следовало заниматься.
Галёрка - ряд стульев за нашими спинами - тоже не пустовала. На ней активно щебетали молодые девушки - сотрудницы, занимавшиеся документальным сопровождением бизнеса. Периодически Елена делала им замечания, после чего пташки замолкали, но спустя несколько минут снова принимались перешептываться и хихикать. Зачем они присутствуют на собеседовании, бизнес-леди так и не объяснила.
Происходящее напоминало фарс, и на протяжении всего интервью в моей голове пульсировал вопрос "что-я-здесь-делаю?" Это было первое собеседование с тех пор, как я покинул предыдущее место работы, и никаких особых надежд я на него не возлагал. Во-первых, потому что никогда не видел себя продавцом чего бы то ни было, во-вторых, потому что опрометчиво полагал, что имею выбор, и отклики на резюме будут сыпаться градом. Только спустя некоторое время я понял, как глубоко заблуждался.
Тем временем "необычное" интервью близилось к середине, и в какой-то момент его комичность позволила мне расслабиться и отнестись к ситуации с легкостью. Я бойко отвечал на вопросы и задавал встречные, делился своим мнением и давал комментарии. Разумеется, при условии, что внимание Елены и ее спутников было адресовано мне напрямую. В конце беседы я даже заслужил от нее похвалу и вместе с парочкой других ребят был отмечен как один из самых перспективных кандидатов на должность менеджера по работе с VIP-клиентами. Казалось бы, такой расклад должен был польстить моему самолюбию и вселить уверенность, однако, на самом деле, не вызвал ничего, кроме внутренней усмешки.
В конце собеседования Елена не только высказала свое мнение обо всех испытуемых (делясь им, она умудрилась проехаться даже по внешнему виду каждого из участников, выражая свое явное неудовлетворение некоторыми из них), но и попросила рассказать, какое впечатление произвела на нас. Понимая, что для Елены это очень важно, все коллективно сошлись во мнении, что амбиции, уверенность и утонченный облик женщины достойны восхищения. Думаю, многие действительно были в этом искренни.
Мне перезвонили через пару дней и сообщили, что Елена хочет видеть меня в рядах своих "горгулий" и готова принять на работу. Разумеется, я не пришел.