Все истории о невыплате ипотеки – это поистине маленькие трагедии. Одна такая произошла с моим приятелем и, учитывая реалии пандемии, через которые мы все прошли в минувшем году, могла бы случиться с любым из нас. Ну не с любым, а с тем, кто выплачивает ипотеку. К счастью, мой знакомый оказался человеком с крепкими нервами, просто железный человек с пучками-волокнами из закаленной стали!
Приятель мой, Игорь, когда три года назад банк одобрил ему ипотеку под 11,5% годовых, был на седьмом небе от счастья. Помнится, он тогда схватил меня за локоть, и мы отправились в наш любимый бар отмечать это событие. Сидели долго, и Игорь все рассказывал, какой он составил план по ежемесячным выплатам, и что новостройку нашел себе «зачетную».
– Двадцать лет я, конечно, платить не буду, закрою ипотеку раньше! – хвастался он. Но человек предполагает, а бог располагает…
40 метров счастья
Об этой «зачетной» новостройке Игорь мне уже рассказывал. То была однокомнатная квартира стоимостью 6 млн рублей и размером 40 «квадратов» на первом этаже нового дома в спальном районе Москвы. Мой знакомый въехал туда сразу же, как только оформил все документы. «Однушка» была неказистая, темная, к тому же без ремонта, только с предчистовой отделкой, но Игоря все устраивало, а главное, до станции метро от его дома было всего 10 минут ходьбы.
Перевезя в свое новопостроенное жилище надувной матрас, комод и кое-какую посуду со съемной квартиры, Игорь зажил по-новому. Весь день он проводил на работе, а его ипотечную собственность обустраивал в то время рабочий: мой приятель нашел на сайте услуг мастера, который проводил ремонтные работы один, без бригады, денег брал сравнительно немного и к тому же долгими зимними вечерами был хорошим собеседником.
Почти два года мой друг исправно платил ипотеку. Ежемесячный платеж у него составлял 58 тыс. рублей. Денег Игорю хватало и на ремонт. Мы пересекались несколько раз по работе, и он вдохновенно рассказывал мне, как это здорово – платить за свою, а не чужую жилплощадь, пусть и в два раза больше, чем он платил бы за такую же съемную квартиру.
В прошлом году во время локдауна мы с Игорем почти не виделись, я только краем уха слышал, что многих сотрудников их компании перевели на удаленную работу.
Спустя некоторое время, я позвонил Игорю по телефону и предложил встретиться.
– Окей, друг, но за угощение платишь ты, – сказал он загадочно.
Я тогда подумал, что мой знакомый закончил свой ремонт и наверняка копит на новую мебель в свою квартирку.
Пандемия – «удаленка» – увольнение
В назначенное время мы встретились у бара. Игорь с того времени, как мы не виделись, заметно похудел. Я похлопал его по плечу:
– Ну как ты, москвич? Рассказывай!
– Был москвич, да весь вышел, – виновато улыбаясь, ответил мой приятель.
Мы зашли в помещение, и Игорь рассказал мне, что год назад его перевели на работе на «удаленку». Пришлось купить новый недешевый ноутбук и другую технику для работы из дома, в срочном порядке проводить интернет и включаться в новый график. Отложенные на ипотечные взносы деньги пошли на эту технику. Интернет проводили долго, потому что ТСЖ не пускала в дом «пришлых» провайдеров, и пришлось довольствоваться той интернет-связью, которая была.
Ремонт в новом доме практически никогда не прекращался, интернет часто отваливался, Игорь задерживал работу, и когда летом в компании заговорили об увольнении нескольких сотрудников, в их число попал и Игорек. Поговорить с генеральным с глазу на глаз было невозможно, так как начальство в офисе в неспокойное время пандемии не появлялось.
Игоря уволили. Платить за ипотеку ему стало нечем. Сбережений хватало только на самое необходимое. Из банка поначалу звонили беспрестанно, и мой приятель объяснял, что остался без работы, но банк стал начислять проценты за просрочку платежей.
Игорек собрал документальное подтверждение своего безработного статуса и, подтвердив свое увольнение в банке, стал ждать результатов.
Банк пошел навстречу горе-ипотечнику, ведь банковским структурам куда важнее вернуть свои деньги, чем создавать заемщику проблемы. Тем более, миром правила пандемия – сам бог велел установить Игорю кредитные каникулы. Банк заморозил выплату кредита на два месяца и увеличил срок погашения ипотеки на продолжительность «каникул».
Но за два месяца мой приятель работу найти не смог. Не нашел он ее и спустя полгода, и банк собрался выставлять квартиру Игоря на торги.
Сколько я видел таких объявлений: «Продается ипотечная квартира на торгах» – сплошь и рядом! Обычно такие квартиры выставляются очень дешево, но если претендентов на покупку много, они могут устроить аукцион и поднять цену. Однако бывает так, что желающих не находится вообще или находится один – он-то и покупает подешевке. В этом случае бывшему заемщику вырученных денег может не хватить, чтобы покрыть свой долг перед банком...
Заняв у меня в тот вечер тысячу с уговором вернуть ее через месяц, Игорь уехал в пока еще свою квартиру.
Можно ли продать квартиру, заложенную банку
Он позвонил через полтора месяца, мы встретились. Мой приятель сиял как начищенный таз. После нашей предыдущей встречи среди многочисленных знакомых Игоря нашелся профессиональный юрист, который подсказал, что если найти покупателя на квартиру, то можно попытаться получить разрешение банка на ее продажу. Знакомый юрист объяснил, что по закону (ст. 37 Закона об ипотеке) «имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена …», если договором не предусмотрено иное.
Да, квартира находилась в залоге у банка, но продать ипотечную квартиру под контролем банка было реально. И такой покупатель у Игоря нашелся – им стал тот самый мастер-одиночка, который занимался ее ремонтом. Он тогда копил на квартиру и в беседе с Игорем не раз упоминал, что ему нравится и эта квартира, и этот район. Вот мой приятель и решил предложить ему сделку. Ему даже удалось договориться о той же цене, за которую он свою «однушку» покупал, хотя она была уже заметно ниже рыночной: цены-то на московские квартиры с тех пор подскочили как минимум на четверть!
Разрешение на продажу у банка Игорь получил. Покупатель закрыл долг Игоря, банк снял обременение, и Росреестр зарегистрировал переход права собственности от Игоря к его мастеру.
Мой приятель тем самым выплатил долг банку и у него еще остались какие-то деньги. Спустя еще неделю он нашел удаленную работу. Сейчас Игорь арендует квартиру в ближнем Подмосковье, поэтому близость его места жительства к метро теперь не столь важна. Говорит, что откладывает деньги на собственное жилье и с ипотекой больше никогда и ни за что не свяжется.
Как сиделка-аферистка уговорила старушку завещать ей комнату в их общей с сыном квартире
«Все женщины охотятся за квартирой на Кутузовском!» Как мать испортила жизнь своему сыну
Не присматривала за квартирой и ее украли. Пустая жилплощадь – мишень для мошенников?
«Ваш дом стоит на нашем участке!» Как пенсионеры стали захватчиками поневоле
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости