1990-ый. Съёмная квартира. Сыну Саймону 2,5 года. В соседнем магазине "ПРОДУКТЫ" из еды только: кашка «Московская» в пакетиках (какая-то крупа с сублимированным мясом), пирамиды в банках с морской капустой и трёхлитровые сосуды с кабачко-огурцами.
Хорошо, что мама накрутила дачных даров на всю семью. Это должно было нас спасти зимой от цинги). Ситуэйшн знакомая, думаю, многим, кто жил в это перестроичное время на расстоянии больше 100 км от Москвы. А мысли, когда тебе чуть за двадцать, были не только о еде. О модной одежде, например.. И о путешествиях, конечно.
Тут в нашу семью постучалась помощь ))
Одна предприимчивая леди предложила мне купить у неё приглашение в Венгрию и посетить рынок Будапешта с целью продать что-нибудь ненужное, купить нужное и это нужное опять продать, но на Родине. Родителям я об этой цели поездки не сказала, постеснялась. Папа, когда провожал меня на автобус и еле тащил мою сумку-тележку, поинтересовался: "Что ты туда нагрузила?"
А нагрузила я туда:
- чугунные мясорубки - три
- электродрель
- 50 комплектов матрёшек
и сто кожаных ремешков для часов с моим любимым Гагариным...
Вслух я этого не сказала. Стыдно было мне - дипломированному инженеру произнести слово ЧЕЛНОК.
ЧЕЛНОК - это деталь ткацкого станка и швейной машины: овальная продолговатая или иной формы колодка с накрученной или укреплённой внутри нитью. Крутится бесконечно в поступательно-возвратном движении). В 90-х ЧЕЛНОК - мелкий коммерсант, пытающийся прокормить семью своим трудом и пОтом, часто рискуя здоровьем и жизнью. Особая примета - клетчатая синяя сумка (у меня такой не было).
Провожали меня в путешествие всем "селом", половина которого оказалась чуть позже на рынках Будапешта. Загранпаспорт у меня в кармане, приглашение от неизвестного венгра тоже, билет на поезд куплен на Киевском вокзале за 30 мин до отправления. Главное - пройти таможню. Провезти эту чёртову дрель - самый валютный из моих сегодняшних товаров.
А способ провоза был такой. В купе под столом в пакет для мусора укладывалась драгоценная дрель, и все объедки (скорлупа от яиц, кости от курицы, шелуха от семечек и даже сигаретные бычки) постепенно покрывали ЕЁ культурным слоем. Таможенник-то знал, что в мусорке что-то ценное, но досмотром такого пакета брезговал.
Гугл подсчитал, что в этот трудный экономический для нашего народа период (1990 - 1998) челноков было 30 млн. человек!
По мере приближения к границе, тамбур поезда, как в игре в тетрис, забивался коробками и людьми с клетчатыми сумками. Ко мне в купе подселился персонаж Буркова из фильма «Печки-лавочки». Помните фильм Шукшина?
"Конструктор" вытащил отвёртку, покрутил ей где-то под столом и лихо утрамбовал в простенок сигаретные блоки Мальборо. Потом извлёк из ниоткуда бутылочку и пошёл по вагону по соседям-евреям, выезжающим на ПМЖ, пристраивать свою оставшуюся "контрабанду". Тетрис из еврейского скарба таможенники не потрошили. Это было просто нереально.
Вот и погранцы. Окна в вагоне открыты настежь. Курят все, кроме старенькой бабушки, отбывающей на свою историческую родину НА ВСЕГДА. Пограничников и таможню удачно преодолели. Вагон выдохнул и захрапел. Утром все разъедутся на работу по рынкам.
Дальше кому как повезёт. Бог Велес был ко мне благосклонен. К обеду я отторговалась и поехала на улицу Ваци (парижские кварталы) поглазеть архитектуру и на витрины бутиков.
До вечернего поезда в Москву надо успеть купить малышу Саймону игрушку, йогурты и фрукты.
Ужинаю в купе самой вкусной курицей на свете из гриль-палатки на вокзале)). Чечены пока не вышли на рынки обдирать челноков. Впереди еще 30 поездок в Будапешт - один из красивейших городов Европы.