В первой части книги Исход говорится о спасении древнего израильского народа от рабства в Египте.И когда мы говорим об истории про исход, мы имеем ввиду то, что описывается в этих главах. Но в книге "Исход" также есть вторая часть, где Моисей дает народу Десять Заповедей вместе с указаниями, как соорудить священную скинию.Эти две части соединяет следующая чрезвычайно важная история:израильтяни, блуждая по пустыне, внезапно обнаруживают, что они находятся у подножия горы Синай.И здесь на них неожиданно нисходит Божье присутствие в форме страшной грозовой тучи.
Поговорим немного о концепции Божьего присутствия, так как это важно для понимания остальной части книги.В начале Библии человек пребывал в Эдемском саду, находясь в присутствии Бога,у него были близкие отношения с Творцом, и это было хорошо.Но дальше человечество восстает против Бога, отношения рушатся, и доступ к присутствию Бога теряется. Однако Бог обещал Аврааму, что Он восстановит свое благословение для всех народов,и это включает в себя восстановление отношений и доступа к Божьему присутствию.Здесь, на горе Синай, для израильского народа присутствие Бога становится весьма ощутимым,и это их пугает.
Бог предлагает Израилю уникальные и близкие отношения с Ним. Для описания этих отношений используется слово «завет» - что-то наподобие официального соглашения между Богом и народом Израиля.И оно уникально, так как до этого Бог ничего не просит взамен...лишь доверять Ему.
Но теперь, на этой горе Бог выдвигает встречные требования...и много требований. Он дает им целый свод законов,куда входят Десять Заповедей, и если они будут исполнят эти заповеди,они станут народом, представляющим Бога остальным народам. Как священники...
Да, Бог так и говорит: «Вы станете царством священников».И все это связано с обетованием, данным Богом Аврааму,о том, что его семья станет благословением для всех народов. Хорошо, но проблема в том, что исполнять все эти законы чрезвычайно трудно,так как их большое множество, и они к тому же весьма непростые.И если и есть на земле кто-то, кто мог бы исполнить все эти законы, так это эти люди,которые собственными глазами видели всю спасительную силу и величие Бога, когда Он выводил их из Египта.
И они соглашаются на условия,но затем отказываются подняться на гору в присутствие Бога, так как это все еще было немного страшно.И раз люди не захотели, Моисей сам поднимается на гору для встречи с Богом.Но Бог по-прежнему хочет быть с этими людьми, и Он говорит:"Хорошо, раз люди не захотели подняться ко Мне, Я Сам спущусь, чтобы быть с ними."И потому дает указание Моисею соорудить искусную скинию,которая будет местом присутствия Бога среди Его людей. Таким образом, семь следующих глав представляют собой крайне подробные архитектурные указания для сооружения этой скинии.И они очень, очень... очень длинные.Но каждая деталь важна - они имеют как бы символическое значение.
Например, в скинии множество образов, связанных с Эдемским Садом. Они призваны напоминать, что, находясь в скинии, ты находишься в Божьем присутствии.Далее идут еще шесть глав, описывающих, как они сооружали скинию,где просто слово в слово повторяются те же указания. Теперь на секундочку остановимся - перед завершением скинии случилась еще одна чрезвычайно важная история.
Когда Моисей спускался с горы со скрижалями Десяти Заповедей в руках, он обнаружил, как народ нарушает первые две заповеди Завета:(1) Да не будет у тебя иных богов перед лицем Моим и (2) Не поклоняйся идолам. То есть, что получается: сразу же после заключения Завета они закатывают ритуальную вечеринку и поклоняются идолу.И Бог говорит Моисею: "Знаешь, я смотрю, так ничего не выйдет.Я лучше истреблю этих людей и начну все с начала с тебя." Но Моисей напоминает Богу о Его обетовании Аврааму,и просит Его помиловать народ,что само по себе странно:зачем напоминать Богу о чем-то? Да, это кажется лишним. Но смысл этого диалога в том, чтобы показать нам, какую горечь и боль чувствует Бог по отношению к действиям Израиля.И Он действительно мог так и сделать.Но вместо этого наш Бог выбирает верность Собственным обещаниям,зная при этом, чего это будет Ему стоить.
На этом книга заканчивается.Сооружение скинии завершено. Божье присутствие спускается с горы и наполняет ее.В конце книги Моисей пытается войти в скинию, чтобы быть в Божьем присутствии...Но не может. У него не получается войти внутрь,и так заканчивается книга.Почему Моисей не может войти? В этом вся суть. Решение Израиля поклоняться золотому теленку для Бога было как пощечина.И потому Моисей уже не мог просто, как ни в чем не бывало, войти в скинию.В отношениях между Богом и людьми закралась глубокая проблема. Смогут ли люди когда-либо наладить эти отношения и снова войти в Божье присутствие?Об этом нам расскажет следующая книга - "Левит".
Дорогие друзья подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментируйте статью.