И снова мы встречаем восход солнца на ногах. Наш теплоход неспешно входит в Свирскую губу - залив в юго-восточной части Ладожского озера на территории Ленинградской области.
Это самая тёплая часть озера, в южной части залива находится устье реки Свирь, туда мы и направляемся. Кстати, акватория восточной части Свирской губы входит в состав Нижне-Свирского заповедника.
Свирь - большая река, связывающая два великих северных озера, Онежское, где Свирь берёт своё начало, и Ладожское, в которое она впадает. Когда-то река входила в состав Мариинской водной системы, соединяющей бассейн Волги с Балтийским морем. Построена она была в 1810 г. для снабжения Санкт-Петербурга продовольствием и товарами и включала в себя, как природные реки, так и рукотворные каналы. После реконструкции в 1959-1964 гг. эта система стала называться Волго-Балтийским путём им. В.И. Ленина.
Свирь и её прибрежная зона славятся своей неповторимой красотой и богатой природой. Речная вода настолько прозрачная, что все берега отражаются в ней как в зеркале. Свирь - река достаточно длинная (224 км) и многоводная, ширина её в разных местах от 100 м до 10-12 км. В некоторых местах теплоход проходит настолько близко к берегу, что кажется протяни руку - и коснёшься бархатной зелени, которой заросли её берега, а в Ивнинском разливе берегов практически не видно.
В среднем течении реки раньше были пороги, но с постройкой каскада ГЭС уровень воды поднялся, образовав водохранилище, и река стала глубоководной на всём протяжении.
У впадения её в Ладожское озеро Свирь образует дельту со множеством рукавов и протоков, по ней мы и поднимемся к месту нашей первой остановки на этой реке - небольшому старинному городу Лодейное Поле.
Вот уже показалась пристань, небольшая суета, сопровождающая швартовку теплохода быстро завершилась, и мы приглашаем всех сойти на твёрдую землю.
Рождение этого города тесно связано с именем Петра I. Для участия в Северной войне России был нужен сильный флот и вот, в начале 1702 г., здесь была заложена Олонецкая верфь, существовавшие вокруг деревеньки превратились в рабочие посёлки. 22 августа 1703 г. на Олонецкой верфи был спущен на воду первый 28-ми пушечный фрегат "Штандарт". С него и начался Русский Балтийский Флот. В 1785 г. Императрица Екатерина II пожаловала посёлкам при верфи статус города. Так появился город Лодейное Поле.
Верфь проработала до 1829 г., построенные на ней корабли отличились в морских сражениях Северной войны, участвовали в кругосветных морских экспедициях. После закрытия верфи Лодейное Поле стал небольшим уездным городом. Во время Великой Отечественной Войны в течении почти трёх лет город находился на переднем крае обороны Ленинграда, изо всех сил защищая "Дорогу жизни".
Сейчас Лодейное Поле - районный центр Ленинградской области, город небольшой, но очень уютный, сохранивший свою историю и дух времени великих петровских реформ. Прогулка по нему доставляет истинное удовольствие.
Возвращаемся мы на наш ковчег усталые и умиротворённые, предвкушая дальнейшее плавание вверх по Свири до её истока в Онежском озере.
Продолжение следует ...
Предыдущий день 2-й смотри здесь.
Начало нашего путешествия смотри здесь.
Больше информации в нашем паблике ВКонтакте "Где-то на белом свете.."