16 июля 1941 года, когда прошло меньше месяца после вероломного нападения на СССР, Giтлер вызвал в свою ставку самых доверенных лиц. Эта верхушка уже видела в своих мечтах, какие территории отходят представителям высшей расы и какие реформации ждут новоиспечённых хозяев жизни.
"Мы стоим сейчас перед необходимостью разрезать пирог
в соответствии с нашими потребностями, чтобы иметь возможность, во-первых, доминировать на этом жизненном пространстве, во-вторых, управлять им и, в-третьих, эксплуатировать его..."
Славянская культура и культура других не арийских народов
не представляла для нацистов никакой ценности. Унтерменшен
(или человекообразные) - так называли нацисты русских, украинцев, чехов, поляков, евреев и представителей других национальностей.
Вот почему нацисты, захватив Петергоф в сентябре 1941 года и обосновавшись в Монплезире - любимом дворце Петра I, развлекали себя скучными вечерами, как могли.
В Парадном зале они выбрали мишенью Юнону - богиню воздуха. Очень удобно было, сидя в кухне, поедая обед и запивая его шнапсов или пивом, стрелять по росписи XVIII века.
В Секретарской нацисты устроили парикмахерскую, установив печку-буржуйку и прорубив отверстие в трельяжной решётке камина.
Почему нет? Ценности же для человечества никакой не представляет!..
А в интерьерах, облицованных голландскими кафлями, нацисты прикладами пробовали на прочность плитку.
На фото - музеефицированный фрагмент разбитой облицовки Морского кабинета Петра I. Его специально сохранили, чтобы потомки не забывали.
Голландцы, а точнее жители Делфта, подражали китайскому фарфору, расписывая фаянсовые изделия и кафли кобальтовой краской. Мода на сине-голубую плитку не прошла до сих пор.
Да и мы, живя в XXI веке, пользуемся изобретением древних египтян, облицовывая ванную комнату и кухню кафельными плитками, - красиво, гигиенично и с пожарной безопасностью всё в порядке. Изменились лишь дизайн, качество и размеры - это уже зависит от толщины кошелька и капризов заказчика.
А тогда - в XVIII веке - плитка из Делфта была одного размера в сине-белых тонах. Голландцы изображали на кафлях всё, что душеньке угодно -
по типу "что вижу, о том пою". Даже если и встречались две, на первый взгляд, одинаковых картинки, они непременно отличались в деталях - каждая плитка расписывалась вручную, и потому найти две идентичных кафли нереально.
Петру I понравилась идея облицовывать стены «гладкими белыми изразцами, а по ним травы синею краскою…». И потому он выписал
из Голландии кафли для своего любимого дворца Монплезир - летней императорской резиденции в Петергофе.
Но не только травы изображались на кафлях. Если рассматривать каждую плитку, можно многое "прочитать" о жизни простых "голландских мужиков и баб" в XVIII веке.
Например, что самое главное богатство этой зажиточной страны - мельницы и корабли.
Можно рассмотреть крепости, дома и другие постройки.
А ещё мы можем узнать, чем занимались голландцы в XVIII веке и какие одежды носили.
Но не только работой занимались голландцы - а как же поговорить?
И даже перекинуться парой слов с Ангелом😊
А эту плитку я специально поставила отдельной фотографией.
Сами кафли представляют собой квадрат с нарисованным кругом внутри, где разворачиваются главные "события". И по четырём углам нанесён незамысловатый узор.
Но на этом изразце в углах изображена гвоздика. Странно, если учесть, что голландцы - фанаты тюльпанов и, как оказывается, подснежников (спасибо Наталье Коойман - просветила, об этом здесь).
Все изуродованные нацистами кафли были воссозданы по технологии XVIII века бригадой советских керамистов под руководством Бориса Мицкевича настолько искусно, что вы вряд ли сможете найти разницу между осколками настоящих плиток петровского времени и работой мастеров после ВОв.
Рисунки на кафлях восстановлены по довоенным фотографиям и описям. Так что если среди плиток и встречаются экземпляры с гвоздиками, значит, данный изразец изначально имел именно такое оформление.
Голландские изразцы обходились государевой казне в солидную копеечку - и стоили дорого, и по дороге бились, и корабль мог затонуть.
Потому в 1713 году в Стрельне под Петербургом смекалистый Алексашка Меншиков - друг и соратник Петра I - построил кирпичный завод, где лепили не только посуду и садовые горшки, но также научились изготовлять расписные плитки.
Александр Данилович и к императорскому двору поставлял недешёвые изразцы, и себе в карман денежку нехилую клал. Это позволило ему облицевать модными плитками несколько помещений в собственном дворце на набережной Невы недалеко от Зимнего.
Только вот император по-голландски скромно оформил интерьеры Монплезира - всего несколько рядов по низу и только стены кухни отделаны до потолка, на что ушло всего 3 000 кафлей.
А светлейший ни в чём себе не отказывал. Он украсил сине-белыми изразцами не только стены, но и потолок в четырёх комнатах своего дворца, а это 50 000 плиток. Красиво жить не запретишь! 😉
Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Под тенью знаменитого вампира
Выпуск первых бумажных денег в России
Как олово помогло нам победить Наполеона
Как американка покорила сердца русских
Жила-была семейка Гобеленов