Нет, я не ошибся в написании названия, и слово «Богатыря» пишется с большой бувы, ибо в истории Севастопольской обороны, действительно есть такой человек, с чисто русским именем Иван и былинной фамилией Богатырь. Но, Иван Богатырь – герой не былинный, а вполне реальный, и не просто герой, а Герой Советского Союза.
Ну, казалось бы, о его подвиге общеизвестно, и даже уже назначено то место, где стоял дот, в котором метким огнем сражал врага Иван Богатырь. Звучали даже слова, что нужно восстановить на том месте его дот, но….
Восстанавливать его не нужно. Дот сохранился. Мы знаем, где он. Но, обо всем по порядку.
Начиная летнее наступление 1942 года на Севастополь 28-я легкопехотная дивизия не ожидала встретить какое либо серьезное наступление. Но, валявшиеся еще относительно недавно на склонах Балаклавских высот немецкие горные ботинки. (Не ищите, там уже поработали многие поколения копарей).
По немецким данным, 49-й легкопехотный полк, атаковавший в направлении холмов Циннобер 1 и 2[1] залег под советским огнем. [2] Левый фланг полка залег перед «высотой с дотами» перед «Винзаводом».
В направлении «Солеварни» атаковал 3-й батальон 83-й полк. Под прикрытием огневого налета противнику удалось приблизиться к «высоте с Солеварней», но из-за огня из дотов, батальон был вынужден отступить[3] .
Что за названия такие? Все очень просто: «Винзавод» - это современная «Благодать», «высота с дотами» находилась на высотах над поселком.
Солеварня, это маленький домик на высоте, рядом с Северным фортом. Почему ее так назвали? Не знаю, в глубоком подвале этого маленького домика был медпункт 456-го полка, где командовала военврач Аридова. В подвале разрушенного дома, действительно было много «медицины». Были найдены жестяные бирки с фамилиями: «Шайдулин,.В. Бачинский, Зиннатулин, Кривошеев»
Высота с Северным фортом- немецкая, наша высота совсем рядом. Расстояние между траншеями 200 метров. На пологой высоте были два дзота и сборный дот. Казалось бы, один наскок и советские войска будут сбиты, но…
Повторная атака была проведена немецкими войсками в 11 часов, однако и 49 и 83 ПП понесли тяжелые потери. Как указано в дневном донесении «Несмотря на артиллерийскую подготовку, корпус имеет лишь ничтожное продвижение» [4] . Единственный успех отмечен на участке 381 СП, в районе окраины д. Благодать, где был захвачен «холм с дотами». «Солеваренная высота» держится. День, другой, третий.
В воспоминаниях ветеранов 109-й стрелковой дивизии очень часто упоминается дот Ивана Богатыря
Из воспоминаний С.С. Северинова: «...Осыпается под ногами каменистая земля. Мы строчим из автоматов, а гитлеровцы лезут, лезут... Сейчас сойдемся в рукопашной. Придется туго: нас совсем мало. И в это время на вражескую цепь с высотки у нас за спиной обрушивается пулеметный огонь. Мы знали эту высотку. Весь полк слышал о ней. Там засел расчет ефрейтора Ивана Богатыря. Уже пятые сутки расчет бессменно ведет огонь по врагу. Расчет Богатыря - это он и Иосиф Петренко. Они давние друзья. До войны работали в МТС. Богатырь - трактористом, Петренко - кузнецом. Засев в ДОТе на высотке, друзья участвовали еще в отражении атаки "крестоносцев". И не покидали позиции; поспят на ходу по очереди и опять за пулемет. А со вчерашнего дня Богатырь один в ДОТе, убили его друга. Самого Ивана ранили. Комбат Кекало предлагал сменить его, но Иван сказал, что, пока жив, из ДОТа не уйдет, будет драться за себя и за Петренко. Одной левой рукой управлялся с пулеметом, переходил от амбразуры к амбразуре. Сейчас, в трудную минуту, Богатырь пришел на выручку нашей штурмовой группе...»
Михаил Лезинский, летописец 456-го «рубцовского» полка в своей книге пишет:
Иван Иванович Богатырь. Это имя я запомнил с детства. Запомнил и стихи Лебедева-Кумача:
Какая сила, мощь и ширь
В самой фамилии героя.
Иван Иваныч Богатырь -
Лишь в сказках имя есть такое.
И, когда - 21 июня 1975 года - мне позвонил старый пограничник Константин Иванович Гречнев и предложил встретить Ивана Ивановича Богатыря, я вначале даже не поверил, растерялся: легенда оживала.
А вначале было письмо: "Ветерану-пограничнику Герою Советского Союза тов. Богатырю И. Юные следопыты-балаклавцы писали: "...Мы помним о ваших подвигах, Иван Иванович, и очень хотели бы, чтобы вы приехали в Балаклаву. Ждем!.."
И длинный ряд подписей. На такое письмо Иван Иванович не мог отозваться. И он - приехал... Следопыты, вместе со своим наставником Анатолием Семеновичем Терентьевым медленно поднимаются на вершину, на которой сохранились остатки ДОТа и траншеи, заросшие травой.
- А вот отсюда, - сказал Иван Иванович, - меня увезли тяжелораненого. . Три часа израненный и контуженный Иван Богатырь один удерживал высоту. Это звучит неправдоподобно, но это так. И один в поле был воин. Не могли захватить его в лобовой атаке, стали обходить позицию Богатыря с флангов. Но, превозмогая боль, пограничник разворачивал свой пулемет н не смолкая бил пулемет по гитлеровцам. Последняя лента выскочила из коробки и последний гитлеровец остался лежать на земле.
"Неужели отбился? Неужели жив?" - сам себе не поверил Богатырь. Было тихо на его высоте, лишь в отдалении гремел и нарастал бой, а тут... тишина. Выполз Богатырь из ДОТа, вытащил ракетницу, чтобы сообщить своим, что еще жив и можно на него надеяться. Но выстрелить не успел: на него шел гитлеровец. Это был тот самый офицер, который руководил наступлением на высоту, Богатырь узнал его. Богатырь направил ракетницу в лицо офицера, но нажать на спусковой крючок не успел, фашист успел бросить гранату под ноги пограничнику. Взрыв! И взрывная волна бросает пограничника прямо на офицера. Теряя сознание, он на лету выхватил кинжал и... острие вошло в горло фашисту...
- Вот тут утром меня и подобрали, - тихо говорит Иван Иванович, - и на руках отнесли в госпиталь. Здесь я и узнал, что мне присвоили звание Героя Советского Союза...
Много раз упоминается в воспоминаниях ДОТ. Так где же он? Собрались как-то мудрые мужи из музея, и назначили место у глиняного карьера (сейчас это озеро), мол, была тут высота, на ней были доты, но кирпичный завод съел ее, эту высоту, и, от дотов только воспоминание осталось. Да, была там высота, называлась у немцев «Жестяная горка»: вместо колючей проволоки она была опутана жестяной лентой от ящиков. И доты были… Были да… сплыли, их, действительно разобрали, сборные они были. Но…
Это не там. Почему? Да, потому, что это участок обороны бывшего 1330-го полка, или по-новому 381-го, а Иван Иванович Богатырь числится во 2-м батальоне 456-го стрелкового полка. Так, ну, … давайте посмотрим, где его участок!
Все просто: его участок Генуэзская крепость и соседняя высота. Та самая «высота с Солеварней», но…
Если вы спросите «коренных балаклавцев» о каких либо дотах в окрестностях Генуэзской крепости, они посмеются в ответ. «Че за чушь! Да нет у нас ничего такого!»…
Нет, есть… В кустиках, недалеко от Северного форта. Совсем рядом с немецкими траншеями: метров 200-300 максимум.
Вокруг дота, мы насчитали, как минимум, 18 снарядов, воткнувшихся в скальный грунт. Почему немцы не могли взять дот? Мины… Вокруг дота, несмотря на очень тонкий покров почвы, мы нашли 6 корпусов-коробочек. Был корпус ПОМЗ севастопольского производства. Что это? Противопехотная осколочная мина заграждения. Выгоревшая, расколотая. Дот мы почистили, поставили табличку. У нас была даже табличка «дот Ивана Богатыря», я ее когда-то сделал на свои, кровные, но меня очень бурно и настойчиво отговорили ее ставить, мол, если мужи мудрые решили, что он в другом месте, то у нас нет никаких доказательств…
Тогда уступил, теперь жалею. Был урок мне на будущее, прадед когда-то говорил: «Уверен, что прав, стой до конца». Далеко не всегда «коллективное» мнение является правильным. Зря уступил. Это именно ОН. Откуда я знаю?
Первое, и, наверное, самое главное: это их участок. Но, есть еще нюанс. Когда-то это место мне, еще мальчишке, показали два ветерана 456-го полка. Насколько я сейчас понимаю, один из них был Михаил Розин, вторым был Михаил Лезинский. Я их узнал по фотографии ветеранов 456-го сп.
Сходятся все приметы: и медпункт в подвале, и лощинка с тропой, ведущая вниз. Рядом с этой тропой траншея для кабеля пересекла останки санитарки (мы «добрали» ее по краям траншеи). Мешок с костями, присыпанный строителями мы не нашли. Почти наверняка мы даже знаем ее имя. Их было всего трое, девушек из медсанчасти. Судьба двух девушек известна. В самом доте было много «медицины».
Это именно он, дот Ивана Богатыря. Он пока сохранился (хотя бы частично). Территория пока не застроена (Ключевое слово «пока»). Нет…
Нужно завершить начатое. Это мой долг.
[1] Южнее и в районе д. Камары (совр. Оборонное)
[2] Западная окраина совр. с. Благодатное, район остановки
[3] NARA T -314 R -827 fr . 915
[4] NARA T-314 R-827 fr. 918