«Стас, ты на самом деле очень талантливый… мог бы быть. Какие планы, кроме скорой смерти?»
Эта шутка — из числа самых безобидных в интернет-шоу «Что было дальше». Формально его концепция заключается в том, что приглашенная звезда рассказывает историю из своей жизни, а несколько комиков пытаются угадать финал. По факту выпуски часто превращаются в жесть: комики грубо шутят над знаменитостью и унижают ее, а в студии постоянно звучит мат. На «Что было дальше» приходят известные медиаперсоны: Артемий Лебедев, Лолита Милявская, Настя Ивлеева, Юрий Дудь и даже Анатолий Вассерман.
Всего за год «Что было дальше» стало топовым юмористическим шоу на российском Ютубе. В среднем выпуски набирают по 20–25 млн просмотров, а самые успешные — более 40 млн. Почему же аудитория шоу растет и растет? Неужели нам так нравятся унижения в прямом эфире? Разбираемся с журналистом и стендап-комиком Александром Дементьевым, автором канала « Популярная наука ».
Мы любим агрессивный зубастый юмор, направленный на конкретного человека
У комиков есть такое понятие — «объект атаки». Это человек или явление, на которого направлена шутка. Иногда объект атаки бывает неодушевленным — например, в КВН часто высмеивают дурацкие решения чиновников или явления современной жизни, а в американских комедиях — жадность, чревоугодие или другой смертный грех.
Но когда объектом атаки выступает реальный живой человек, юмор становится острее и цепляет нас сильнее. Это работает всегда. Например, легко представить, что работники в офисе будут сплетничать и злословить о своем начальнике. Но вряд ли они станут с таким же жаром обсуждать плохую погоду, правда? Вот и в юмористических шоу так же. Подшучивание над каким-то известным человеком почти всегда вызывает в нас отклик.
Звезды подходят на роль объекта атаки просто отлично: мы к ним неравнодушны и нам хочется посмотреть, как они отреагируют на «наезд» в свой адрес. Если на унижение бомжа смотреть неинтересно, то на падение богатой, пафосной звезды — безумно увлекательно. И чем пафоснее звезда, тем острее зрелище
И вот что интересно: когда кто-то иронизирует над звездой, нас веселят даже примитивные остроты. Если комик высмеивает новый закон, бюрократию или другое абстрактное явление, ему приходится выдумывать очень острые и тонкие шутки, иначе будет не смешно. А вот когда объект атаки — звезда, сработает и плоский юмор.
Например, комики ЧБД могут сказать гостю: «О, пришел тут с зелеными волосами — уже столько марихуаны в организме, что трава сквозь башку лезет?» — и это вызовет улыбку или смех. А представьте, если вместо знаменитостей они пытались бы высмеивать творчество Баха или архитектурные особенности сталинских высоток. Градус шоу сразу снизился бы в десять раз.
А еще у нас, россиян, есть грешок: темное пристрастие к школьной травле
Любопытно сравнить наши шоу с американскими. У «них» тоже есть передачи такой направленности, но всё же куда более безобидные.
«В целом на западе люди более эмпатичны: они ассоциируют себя с жертвой, сопереживают ей и чувствуют негодование, когда ту унижают. У нас дело обстоит иначе: мы хуже относимся к звездам и всегда готовы с удовольствием смотреть, как они падают в грязь с пьедестала. Считается, что даже школьный буллинг в России брутальнее, чем на западе».
Александр Дементьев, автор канала «Популярная наука»
Эту черту принимают во внимание не только комики «Что было дальше». Вспомните, даже Павел Воля в годы расцвета Comedy Club выступал в амплуа простого сельского учителя, который гнобит звезд, — и шоу быстро набирало популярность. «Что было дальше» идет по тому же пути, просто делает это прямолинейнее, грубее и с учетом современных требований к плотности юмора.
Нам надоели «прилизанные» шоу — мы голосуем за естественность, динамику и непредсказуемость
Притягательность «Что было дальше» в том, что выпуски не спланированы заранее — комедия спонтанно рождается на наших глазах. Шоу «Прожарка», существовавшее до него, не сработало именно по причине излишней театрализованности. А ЧБД берет духом свободы и расслабленности. Видно, что большинство шуток рождается экспромтом, комики импровизируют, а выпуски похожи на уличную схватку, в которой не может быть однозначного предсказуемого сценария.
«Изначально концепция „ Что было дальше “ была немного другой. Шоу планировали сделать в духе телепередачи „ Импровизация “ на ТНТ: с упором на экспромт, но при этом с позитивными безобидными шутками. В таком формате его тестировали около года, но затем поменяли концепцию. Поняли: чтобы шоу зашло, оно должно стать злым».
Александр Дементьев, автор канала «Популярная наука»
При этом комики легко подстраиваются под гостя, и шоу меняется в зависимости от его поведения. Например, стендап-комик Ваня Усович выступил умело и остроумно, в итоге перехватив инициативу у ведущего. А вот музыкальный исполнитель Олег Майами пошел на конфликт и тем подставился: увидев его обиду и раздражение, ведущие усилили натиск и подвергли Олега унижению, жестокому даже по меркам шоу.
«А я правильно понимаю, что ты Олег Майами, потому что в тебе было много мексиканцев, как и в Майами?»
— На тебя вся надежда…
— На меня вся надежда. На тебе — ***вая одежда.
В шоу много мата — и это тоже естественно, потому что обычные люди часто выражают сильные эмоции крепким словцом. К тому же нецензурная лексика усиливает эффект шутки, с ней оскорбление звучит острее.
А еще в ЧБД действительно классный и слаженный актерский состав
В «Что было дальше» набрали лучших ведущих. Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков — топовые российские комики, представители программы Stand Up на телеканале ТНТ, а Тамби Масаев и Рустам Рептилоид, известные на шоу как дуэт «Лена Кука», — это профессионалы юмора, которые много раз выигрывали «Comedy Баттл».
В шоу им предоставили возможность быть абсолютно раскрепощенными: они могут говорить что угодно, пользуются этой возможностью на полную катушку и сами же кайфуют в процессе. Они естественны, а естественность привлекает зрителей. Она составляет контраст привычному нам медиапространству, где ведущие придерживаются строгих этических рамок, блогеры выкладывают отфотошопленные фото и идеально смонтированные видеоролики, а мат находится под строжайшим запретом.
И сколько всё это будет продолжаться?
У шоу хорошие показатели, и наверняка так и останется по крайней мере в ближайшие два года. Проблема «Что было дальше» только в одном: сложно найти интересных звезд, согласных на участие. Кому захочется выглядеть смешным и нелепым, выслушивать оскорбления? Уже сейчас ведущие привлекают людей вроде Никиты Джигурды, которые не очень интересны аудитории, либо снимают выпуски со «своими», например с комиками Вячеславом Комиссаренко и Павлом Дедищевым.
И не стоит думать, что популярность ЧБД указывает на безвкусицу публики. Люди не сильно меняются: если бы в советское время показали вариант ЧБД, где пятеро солдат возвращаются из армии и стебут молодого Леонтьева, такое шоу тоже смотрели бы миллионы. Всем нам иногда хочется испытать «постыдное удовольствие», а нормально это или предосудительно — вопрос дискуссионный.
Автор текста — не только журналист и блогер Дзена, но и участник стендап-шоу «Взрослые люди» на «Телеканале 360», победитель марафона юмора от Павла Воли и участник проекта Stand Up Battle Александр Дементьев .