или «Горы работы, море работы» 5 серия
"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..."
"Наше всё"
Ранее, я на своём сайте уже обращался к теме науки и связанными с ней проблемами ( 2010. В НЕВЕРОЯТНЫЕ СТРАСТИ ВОКРУГ ОЧЕВИДНОГО, или Размышления о науках чудных и учёных-чудотворцах. )
Та статья осталась незаконченной. Очевидно, ждала некоторого переосмысления мной этой темы. В данной статье, которая по сути является её второй редакцией (точнее - дополнением к ней), я решил не только её сократить (убрать лишнее словоблудие и словословие), но и по-другому расставить акценты по данной теме (в том числе, в связи с новыми раскрывшимися передо мной обстоятельствами, перспективами и полученным жизненным опытом). Но с первой редакцией, полагаю, читателям ознакомиться полезно (в том числе для понимания моей прежней позиции). Да и повторяться в этой редакции я особо не намерен.
«НАУКА» КАК НАУКА, или Сущность существенного в существующем существительном
Человек, имеющий одни часы, твердо знает, который час.
Человек, имеющий несколько часов, ни в чём не уверен.
(Закон Сегала)
Как я уже указывал в прежней версии статьи, следует помнить, что под понятием "научная деятельность" или "научное исследование" могут заявляться (провозглашаться, подразумеваться) следующие виды исследовательской деятельности в широком смысле и прочей деятельности человека:
1. Пиар (или самореклама), реклама и антиреклама
2. Демагогия и мошенничество (в исследовательской деятельности, в широком смысле)
3. (Неумышленно) Ненормативные научные исследования и мошенничество в научно-исследовательской практике (Умышленно ненормативные научные исследования)
4. Лабораторный анализ
5. Экспертиза, расследование, анализ и синтез, поиск и т.д. (то есть, другая подобная исследовательская деятельность)
6. Компиляционная деятельность (обзор, популяризаторство и критика, а также систематизация и классификация без проведения дополнительных научных исследований)
7. Философское размышление в рамках религиозного учения (священные книги для соответствующей религиозной традиции, сопутствующие им труды религиозных деятелей в рамках этой традиции и их толкования)
8. Философское размышление в рамках научного учения (т.е. так называемые научные исследования в комплексе "гуманитарных наук")
9. Научное исследование (Единственное точное соответствие заявленному понятию)
Рассматривать первые 6 вариантов я не буду. Думаю тут всё более-менее понятно.
Для философских размышлений обоих видов (7 и 8 пункты) (в отличие от точных наук) характерно отсутствие объективного критерия для оценки явления или его регистрации (то есть такого, который может быть применён всеми и всегда), а также ограниченные возможности применения на практике (по тому же принципу). Объекты их исследования обладают следующими особенностями:
- очень своеобразны (уникальны в своём роде),
- нематериальны (невещественны, не регистрируются имеющимися приборами),
- нерегулярно и редко повторяющиеся явления (не пригодные для формального анализа, использования и прогнозов),
- немассовые (не пригодные для формального анализа),
- очень неоднородные (структура и состав либо не ясны, либо не выделяемы из общей массы, либо не поддаются формальному описанию),
- существовавшие в прошлом, но отсутствующие в настоящем (доступны лишь фрагменты объекта, известны по описанию в исторических источниках),
- не имеющие в настоящем (или в прошлом) аналогий (не с чем сравнить),
- трудно регистрируемые,
- слишком сложны для формализации и т.д.
Следует заметить, что таких явлений значительно больше, чем многие думают. Одно из них - сам человек! То есть, возможности применения науки для познания мира, на самом деле, значительно скромнее, чем это представляется современному обществу!
***
Но в данной статье я рассматриваю только научное исследование (в точном соответствие с этим понятием). То есть подготовка к изучению и изучение чего-либо, что может в определённой мере проверить, повторить, объективно оценить и применить на практике любой желающий.
Для тех, у кого при слове «наука» начинаются «конвульсии» и «судороги», предлагаю, например, опровергнуть закон всемирного тяготения, и без парашюта и подобного снаряжения прыгнуть с Эйфелевой башни или любой другой подобной высотки. Если повиснете в воздухе, я съем свою компьютерную мышь! Или, например, закон инерции - остановить своей «аурой» товарный состав на полной скорости. Даже если вам эти законы опровергнуть не удастся - принесёте огромную пользу человечеству своим отсутствием среди него!
Для тех, кто знал, но забыл, и для тех, кто не знал, но догадывался, напоминаю план порядка проведения любого исследования (в том числе и научного). Строгое соблюдение порядка проведения любого исследования включает:
I . Определение задачи исследования (в широком смысле):
1. Постановка (получение) задачи исследования (формулировка вопроса, на который можно получить однозначный ответ);
II . Этап ретроспективного анализа в ходе исследования вопроса , который включает:
2. Библиографический (информационный) поиск (далее – библиографический анализ);
3. Анализ известных данных (далее – ретроспективный анализ);
Если ответ получен, начинается этап наработки навыков, умений (применение) и опыта применения (внедрение).
***
Науки до этого момента ещё не было! Это было обучение, научение и внедрение накопленного человечеством (или соседом) опыта. Следующий этап осуществляется только в том случае, если ретроспективный анализ не привёл к ответу на поставленный вопрос или решению поставленной задачи!
III . Этап научного эксперимента в ходе исследования вопроса
1. Планирование научного исследования в целом;
2. Планирование каждого научного эксперимента (как совокупности наблюдений) в рамках научного исследования;
3. Непосредственное проведение научного исследования (комплекса экспериментов);
4. Анализ научного исследования для получение решения поставленной задачи (ответа на поставленный вопрос)
5. Решение о прекращении исследования (задача выполнена, ответ получен, и он устраивает исследователя), либо о постановки другого необходимого эксперимента (задача выполнена не полностью или не выполнена, ответ получен, но он чем-то не устраивает исследователя) - для уточнения параметров эксперимента и данных (пополнение, проверка решения в неучтённых ранее или дополнительных условиях и т.д.)
НАУКА КАК "ХОББИ", или Как было «хорошо в стране советской жить»!
Никогда не пытайтесь повторить удачный эксперимент
(Закон лаборатории Фетта)
В отличие от точных наук (физики, технике и т.д), изучающих неживую природу, и исследующих / опирающихся на её фундаментальные законы, биология исследует фундаментальные, частные и прикладные закономерности в живой природе. Закономерность - это проявление закона природы в некоторой мерности характеристик (неживой и живой природы). Каждый компонент при этом - это отдельная характеристика изучаемой системы (а их в природе бесчисленное число, из-за чего приходится систему упрощать до разумной мерности).
Поэтому в биологических, и подобных ей науках, применяется и такой вариант научного исследования, как мониторинг. По существу - это один из экспериментов в череде им подобных, продолжающихся в рамках ранее начатого научного исследования (при этом необходимо соблюдение ранее выбранных методов и объектов). Это связано с тем, что природа - непрерывный процесс изменения сложной системы, повторяющийся в общих чертах, но всегда различный в частных проявлениях. Мониторинг либо полностью подтверждает ранее полученные выводы, либо дополняет их, либо опровергает и указывает на границы применения (интерпретации) этих выводов.
В этих исследованиях, кстати, может принять участие любой заинтересованный человек, прошедший дополнительное обучение по применению методики проведения эксперимента и по части точного определения наблюдаемых объектов. Что активно использовалось в зарубежной практике, поскольку - это намного дешевле содержания избыточного штата постоянных сотрудников высокой квалификации для целей исполнения работ уровня студента, а также хорошо реализует познавательную, творческую и природоохранную активность населения, его конструктивный настрой на полезную для общества деятельность.
***
У нас же в последние годы СССР и позже, большинство научных сотрудников в рамках биологических исследований практически только этим и занимались - другого заказа (на решение более фундаментальных проблем в биологии и природопользовании) ни от государства, ни от общества в это время уже не поступало. Это в целом плохо сказалось на общем уровне биологической науки в стране. С одной стороны, для активных и мыслящих учёных стало меньше идеологического давления и руководящих решений для срочной реализации и больше свободы и возможностей для реализации себя и в части повышения квалификации, и в части углублённого изучения той темы, которая его действительно интересовала. Но, с другой стороны, в неё пришло много случайных для науки людей (помечтать, посидеть, погулять и позаниматься своими делами за зарплату). И это явление, видимо, проявлялось в большем масштабе, как, впрочем, и в других областях хозяйственной жизни того времени. Но в науке была и своя специфика - никто же обычно ни желания, ни возможности и компетенций для того, чтобы проверить, чем ты там занимаешься, не имел. Например, изучаешь ты продуктивность ягодников, или занимаешься их сбором, заготовкой и варением варенья. Ихтиологией или банальным рыболовством. Вы бы отличили? И я бы не отличил!
В результате сложилась практика проведения исследований, необходимость и целесообразность которых была во многом придуманной самими исследователями (это касается, между прочим, и других не связанных с конкретной практикой наук). То есть, сначала проводилось исследование (экспедиция), а потом приводилось обоснования его актуальности и целесообразности (для чего мы его (её) собственно проводили, и какой в этом был смысл). Фактически деятельность во всех подобных сферах превратилась в хобби (с оплатой и наработкой стажа трудовой деятельности). Настоящий же смысл проведения исследований был только в том, чтобы чем-нибудь заниматься, чтобы обосновать необходимость сохранения своей должности и своей «реинкарнации» в ней.
Правда, был в истории период, когда стала набирать обороты компания по приоритету экологии и охраны природы в природопользовании, то есть наблюдался всплеск активности биологов разных специализаций, государства и общества в целом, были заметны сильное оживление в биологической науке, появлялись определённые достижения и надежды в этом направлении.
Однако, химики, сначала, разумеется, как следует загрязнив стратегически важные природные объекты, быстро спохватились, перехватили инициативу и встали во главе всего «доброго и хорошего». Благо, ресурсов у них было порядков на 10 больше, чем у всех остальных «конкурентов». Но об этом я уже писал.
***
В условиях же наступления «доисторического материализма», когда «коммунисты» и «комсомольцы» чудесным образом стали превращаться, соответственно в «капиталистов» и «либералов», то есть, острого дефицита финансирования реального сектора, а тем более чужого нереального - в биологию и другие подобные науки, для большинства их представителей, пришло уныние и разочарование действительностью, своей деятельностью и жизнью. Для активных и мыслящих людей осознание, что ждать «второго пришествия Христа», сидя среди вялых и флегматичных меланхоликов, смысла нет, пришло практически сразу, и они подались навстречу новой жизни. Кто - в бизнес, а кто - за океан (тогда там было самое то).
МОИ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ:
АГРИЗАЦИЯ - НОВАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО
АГРИЗАЦИЯ - система, противоположная Цивилизации. Введение. Ч.1. Почему 'коммунистов' ждёт разочарование? или Размышления о постцивилизационных отношениях.
АГРИЗАЦИЯ. ПОСОБИЕ ДЛЯ НУЖДАЮЩИХСЯ В С.С.С.Р. Содержание 1-й книги, или Пособие для нуждающихся в Спасении, настоящей Свободе, полном Счастье и Разуме (Размышления и выводы остывающего человека)
АГРИЗАЦИЯ-2. САГА О «ВРАЖДЕБНЫХ ВЕТРАХ» И «ТЁМНЫХ СИЛАХ». Содержание 2-й книги или О пороках людей и внешних влияниях на них (Размышления и выводы остывающего человека 2)
СТАТЬИ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ И РАННИЕ:
(2010 г.) МОЙ ПРОГНОЗ ГРЯДУЩИХ СОБЫТИЙ (от 2010 года)
(2020 г.) «ХАОС». СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ УРАГАН 6 КАТЕГОРИИ, или Реалити-шоу «Приход Антихриста». Человеческая трагедия» в 3-х актах (Заметки на «краю» ленты)
***
БЫЛЫЕ ДЕЛА И ДУМЫ
Об авторе. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ''ДЕТСКИЙ САД...''
***
КНИГА 1. ЗАТЕРЯННЫЕ МИРЫ ИДИОТА АКАКИЕВИЧА ОБЛОМОВА
***
КНИГА 2. ГОРЫ РАБОТЫ_МОРЕ РАБОТЫ
ОКОЛОДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ "ИДЕЙНЫХ" ЛЮДЕЙ - 1 серия
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В ПУСТЫНЕ НА БОЛОТЕ - 2 серия
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (БИС) - 3 серия
ЭКОЛОГИЯ: ДЕФОРМАЦИЯ, ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ И ДИСКРЕДИТАЦИЯ НАУКИ (1) - 4 серия
ЭКОЛОГИЯ: ДЕФОРМАЦИЯ, ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ И ДИСКРЕДИТАЦИЯ НАУКИ (2) - 4 серия
ЭКОЛОГИЯ: ДЕФОРМАЦИЯ, ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ И ДИСКРЕДИТАЦИЯ НАУКИ (3) - 4 серия
ЭКОЛОГИЯ: ДЕФОРМАЦИЯ, ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ И ДИСКРЕДИТАЦИЯ НАУКИ (4) - 4 серия
ЭКОЛОГИЯ: ДЕФОРМАЦИЯ, ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ И ДИСКРЕДИТАЦИЯ НАУКИ (5) - 4 серия
...
«НАУКА» КАК НАУКА. ФАКТ - ЭТО ЕЩЁ НЕ «ФАКТ» - 6 серия
«НАУКА» КАК НАУКА. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - 7 серия
***
ДРУГИЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ :
О проекте нового будущего