История начинается с рассказа о летнем лагере «Джанед», в котором подростки с ограниченными возможностями здоровья могли весело проводить время без притеснений. Но дальше фильм превращается в остросюжетную политическую драму о движении за права и о переменах, которые зародились в этом лагере.
Все началось с того, как в 70-х в хипповском лагере, где тинейджеры с ограниченными возможностями здоровья могли слушать музыку, заниматься спортом и курить косячки с воспитателями, встретилось какое-то количество воинственно настроенных и принципиальных людей. Они заразились этим духом свободы и справедливости и начали бороться за свои права — чтобы иметь возможность посещать образовательные учреждения наравне с остальными людьми, чтобы добираться до общественных пространств без необходимости ползти по ступеням на пузе, т.к. пандусов тогда не было и в помине, и т.д.
Из этого фильма вы узнаете, как Ричард Никсон с министром здравоохранения США мешали развитию инклюзивного законодательства и как им противостояло огромное количество людей с ограниченными возможностями здоровья, устраивавших демонстрации с перекрытием улиц. В какой-то момент они толпой в триста человек во главе с активисткой и лидером сообщества людей с ограниченными возможностями Джудит Хьюман пробрались в кабинет к одному из чиновников Сан-Франциско, да так и остались в этом здании, устроив сидячую забастовку. Она продлилась около месяца и повлияла на дальнейшую судьбу примерно каждого из нас.
ФБР отключало бастующим электричество, полиция оказывала на них давление, а «Черные пантеры» доставляли им еду. Большинство СМИ закрыли на происходящее глаза, но вокруг этих смелых людей объединились представители малого бизнеса, союз механиков, несколько конгрессменов и один упертый журналист. В итоге этот спонтанный протест докатился до самого Вашингтона, попал на телевидение и поставил на уши правительственную верхушку, представители которой трусливо скрывались от протестующих через черный ход. Последствия этой забастовки за последующие тридцать лет перевернули весь социальный уклад тогдашней Америки.
Эта документальная драма, между прочим, спродюсированная Бараком и Мишель Обама, наглядно показывает, что борьба за свои права может быть очень непростой, но при должном упорстве она обязательно приведет к большим переменам. К сожалению, в России до сих пор даже закатить продуктовую тележку в подъезд невозможно без поименного проклинания всех чиновников, видимо, вообще не передвигающихся по земле, но без событий, описанных в Crip Camp, у нас сейчас, возможно, не было бы даже этого.