Найти тему
zorkinadventures

"За мной гнались бандиты, а как-то чуть не съел медведь": почему работа орнитолога очень опасна

Оглавление
Орнитология – раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию. На фото – колибри. Иллюстрация: pixabay
Орнитология – раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию. На фото – колибри. Иллюстрация: pixabay

Опасная мужская работа. Бойцы спецназа, укротители тигров, пожарные, спасатели... Оказывается, опасная работа не только у них, но и у, скажем, орнитологов – ученых, которые изучают птиц. Рассказываю про очередного автора National Geographic Россия (сам я работаю в российском офисе). Вот фрагменты разговора с Чааном Шекерджиолу – орнитологом, профессором, который возглавляет отмеченную наградой группу защитников птиц у себя на родине, в Турции. Вот, что он рассказывает про свою опасную работу и про то, как он вообще начал заниматься наукой и птицами.

Как все началось

"Меня всегда влекла и влечет к себе природа. Когда другие ребята играли в футбол, я приносил домой насекомых и других животных. Мама даже отвела меня к психиатру! А самым главным вдохновителем был мой отец. В тяжелые для экономики времена он оставил надежную работу бухгалтера для того, чтобы основать первую в Турции фабрику по производству моделей самолетов. Этим он занимался 30 лет".

Опасная работа

Опасно все, от рутинной полевой работы до экзотики. Наблюдая за птицами, я подвергался нападению медведя гризли на Аляске и слона в Танзании, наступал на шумящую гадюку в Уганде, попадал в плен (меня приняли за шпиона), стоял под дулом пистолета в Эфиопии, когда угоняли мою машину, а в Коста-Рике меня преследовали бандиты с мачете в руках. Так вот, по правде говоря, меня больше пугают люди и автомобили, чем дикие животные.

На фото: Чаан Шекерджиолу
На фото: Чаан Шекерджиолу

Что мешает работе

Да, трудно, особенно когда я критикую учреждения, от которых зависит судьба моих исследований. Но, как ученый, я обязан говорить правду. Власти много рассуждают об охране природы, но на деле продолжают лишь обогащаться за ее счет. Это демагогия. Они восстанавливают леса с помощью саженцев, но вырубают при этом более важные для природы массивы старых деревьев. Почти каждая река перекрыта плотинами, и организация, строящая дамбы, получает реку в полное распоряжение.

А тут еще, почитайте, про бердвотчинг и наблюдение за птицами с фотоаппаратом.

Zorkinadventures. Опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.