Не помню когда и где я впервые увидел эту фотографию Юрия Гагарина, но помню, что она сразу поразила меня своей пронзительностью и какой-то тайной. И вот недавно я увидел статью Владимира Губарева «Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать?» в еженедельнике Аиф[1]. Это тот самый Владимир Степанович Губарев (род. 26 августа 1938), знаменитый журналист, писатель и драматург, из плеяды самых известных журналистов СССР, писавших о космосе и об исследованиях тайн природы.
Одна из тайн полёта Юрия Гагарина (долгие годы скрывавшаяся под грифом «Совершенно секретно») заключалась в драматической нештатной ситуации, случившейся перед началом спуска «Востока-1». Напомним, корабль вышел на расчётную орбиту вокруг Земли в 9ч.22м (по московскому времени). Отделение спускаемого аппарата должно было начаться в 10ч 25м. В статье Википедии «Восток-1» читаем:
«В 10:25:34 (МСК), после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. »
А вот что написал В.С. Губарев об этой части полёта в своей статье (со ссылкой на доклад самого Ю.А. Гагарина):
«Один эпизод полёта многие годы был скрыт грифом «Совершенно секретно». Тем не менее он описан подробно в «Отчёте» Юрия Гагарина:
Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет! Я знал, что по расчёту это должно произойти через 10–12 секунд после выключения ТДУ (тормозная двигательная установка). При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска) погасли. По моим ощущениям, времени прошло больше, но разделения нет. На приборе «Спуск-1» не гаснет. «Приготовиться к катапультированию» не загорается. Разделения не происходит.
Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем – второй и первой команды. Подвижной индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет… Я засёк по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КА-каналу, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что всё-таки сяду нормально, так как тысяч 6 км есть до Советского Союза, да Советский Союз – тысяч 8 км. Значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шума не стал поднимать. По телефону доложил, что разделения не произошло. Ключом передал: «В. Н.» – всё нормально. Через «Взор» заметил северный берег Африки. Средиземное море всё было чётко видно.
Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки.
В своих бесчисленных рассказах о полёте Юрий Гагарин никогда не рассказывал о том происшествии. Он говорил, что ТДУ включилась точно по графику, что техника работала безукоризненно. Он был военным человеком и приказы исполнял точно… Но всё равно надиктовывал подробности происходящего, зная, что после него в космос пойдут его товарищи.
На первых фотографиях после приземления видно, что пережил человек, ощутивший себя на лезвии жизни и смерти. »
Как известно, из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированном месте, а в Саратовской области, в 26 км от города Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. Ну а впечатлившая меня фотография Юрия Гагарина была сделана через час после приземления, на авиабазе близ г. Энгельса.
Ссылка
В.С. Губарев «Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать? » \\ Аиф, №1, 4 января 2021