В 1920-х годах немецкий профессор по имени Ойген Херригель переехал в Японию. Он приехал преподавать философию в университет, расположенный в нескольких часах езды к северо-востоку от Токио, в городе под названием Сендай.
Чтобы углубить свое понимание японской культуры, Херригель начал тренироваться в Кюдо, японском боевом искусстве стрельбы из лука. Его учил легендарный лучник по имени Ава Кензо. Кензо был убежден, что новички должны овладеть основами стрельбы из лука, прежде чем пытаться стрелять в настоящую мишень, и он довел этот метод до крайности. В течение первых четырех лет обучения Херригелю разрешалось стрелять только в рулон соломы всего в семи футах от него.
Когда Херригель пожаловался на невероятно медленный темп, его учитель ответил: “Путь к цели не измеряется! Какое значение имеют недели, месяцы, годы?”
Когда ему наконец разрешили стрелять по более отдаленным мишеням, поведение Херригеля было удручающим. Стрелы летели не по курсу, и с каждым сбившимся с пути выстрелом он становился все более обескураженным. Во время особенно унизительного сеанса Херригель заявил, что его проблема, должно быть, плохая цель.
Кензо, однако, посмотрел на своего ученика и ответил, что результат определяется не тем, нацелен ли человек, а тем, как он подходит к задаче. Расстроенный таким ответом, Херригель выпалил: “Тогда вы должны быть в состоянии ударить его с завязанными глазами.”
Кензо немного помолчал, а потом сказал:”
Стрельба из лука в темноте
Когда наступила ночь, двое мужчин вернулись во двор, где находился тренировочный зал. Кензо пошел к своему обычному месту стрельбы, теперь с целью, скрытой в темноте. Мастер стрельбы из лука продолжил свой обычный ритуал, принял боевую стойку, натянул тетиву и выпустил первую стрелу в темноту.
Вспоминая об этом событии позже, Херригель писал: “По звуку я понял, что он попал в цель.”
Кензо тут же выхватил вторую стрелу и снова выстрелил в ночь.
Херригель вскочил и побежал через двор, чтобы осмотреть мишень. В своей книге “Дзэн в искусстве стрельбы из лука "он писал:" Когда я включил свет над стойкой для мишеней, то, к своему изумлению, обнаружил, что первая стрела застряла в середине черного, в то время как вторая стрела расколола приклад первой и прошла через древко, прежде чем вонзиться рядом с ней.”
Кензо попал в двойное яблочко, не видя цели.
Японские лучники практикуют Кюдо и искусство заньшин.
Три японских лучника около 1860 года. Фотограф неизвестен. (Источник изображения: Коллекция ранних фотографий Японии Генри и Нэнси Розин. Смитсоновский институт.)
Все Нацелено
Великие мастера стрельбы из лука часто учат, что “все нацелено.” Где вы ставите ноги, как держите лук, как дышите во время выпуска стрелы—все это определяет конечный результат.
В случае с Ава Кензо мастер-лучник был настолько внимателен к процессу, который приводил к точному выстрелу, что мог воспроизвести точную серию внутренних движений, даже не видя внешней цели. Это полное осознание тела и ума по отношению к цели известно как заншин.
Заншин-это слово, обычно используемое в японских боевых искусствах для обозначения состояния расслабленной бдительности. В буквальном переводе заншин означает “ум без остатка".”
Другими словами, ум полностью сосредоточен на действии и зациклен на поставленной задаче. Заншин-это постоянное осознание своего тела, ума и окружения без напряжения. Это легкая бдительность.
На практике, однако, заншин имеет еще более глубокий смысл. Заншин выбирает жить своей жизнью намеренно и действовать с целью, а не бездумно становиться жертвой всего, что попадается на вашем пути.
Враг совершенствования
Есть известная японская пословица, которая гласит: “После победы в битве затяните шлем.”
Другими словами, битва не заканчивается, когда вы побеждаете. Битва заканчивается только тогда, когда вы становитесь ленивыми, когда вы теряете чувство ответственности и когда вы перестаете обращать внимание. Это и есть заншин: акт жизни с бдительностью, независимо от того, достигнута ли уже цель.
Мы можем перенести эту философию во многие сферы жизни.
Написание: Битва не заканчивается, когда вы публикуете книгу. Она заканчивается, когда вы считаете себя готовым продуктом, когда вы теряете бдительность, необходимую для дальнейшего совершенствования вашего ремесла.
Фитнес: Битва не заканчивается, когда вы попадаете в PR. Это заканчивается, когда вы теряете концентрацию и пропускаете тренировки или когда вы теряете перспективу и перенапрягаетесь.
Предпринимательство: Битва не заканчивается, когда вы делаете большую продажу. Все заканчивается, когда ты становишься самоуверенным и самодовольным.
Враг совершенствования - это не неудача и не успех. Враг совершенствования-скука, усталость и недостаток концентрации. Враг совершенствования-это отсутствие приверженности процессу, потому что процесс-это все.
Искусство Заншина в повседневной жизни :
“Человек должен подходить ко всем действиям и ситуациям с той же искренностью, с той же интенсивностью и с той же осознанностью, что и с луком и стрелами в руках.”
—Кеннет Кушнер, Одна стрела, Одна жизнь
Мы живем в мире, одержимом результатами. Как и Херригель, мы склонны придавать большое значение тому, попадает стрела в цель или нет. Если, однако, мы вкладываем эту интенсивность, сосредоточенность и искренность в процесс
—куда мы ставим наши ноги, как мы держим лук, как мы дышим во время выпуска стрелы—тогда попадание в яблочко является просто побочным эффектом.
Суть в том, чтобы не беспокоиться о попадании в цель. Суть в том, чтобы влюбиться в скуку выполнения работы и охватить каждую часть процесса. Суть в том, чтобы взять этот момент заншина, этот момент полного осознания и сосредоточения, и нести его с собой повсюду в жизни.
Дело не в цели. Дело не в финишной черте. Важно то, как мы подходим к цели. Все нацелено. Заншин.