Найти тему
Reeves

Искусство Внимания И Концентрации - Заншин, От Самурая - Лучника

В 1920-х годах немецкий профессор по имени Ойген Херригель переехал в Японию. Он приехал преподавать философию в университет, расположенный в нескольких часах езды к северо-востоку от Токио, в городе под названием Сендай.
Чтобы углубить свое понимание японской культуры, Херригель начал тренироваться в Кюдо, японском боевом искусстве стрельбы из лука. Его учил легендарный лучник по имени Ава Кензо. Кензо был убежден, что новички должны овладеть основами стрельбы из лука, прежде чем пытаться стрелять в настоящую мишень, и он довел этот метод до крайности. В течение первых четырех лет обучения Херригелю разрешалось стрелять только в рулон соломы всего в семи футах от него.

Когда Херригель пожаловался на невероятно медленный темп, его учитель ответил: “Путь к цели не измеряется! Какое значение имеют недели, месяцы, годы?”
Когда ему наконец разрешили стрелять по более отдаленным мишеням, поведение Херригеля было удручающим. Стрелы летели не по курсу, и с каждым сбившимся с пути выстрелом он становился все более обескураженным. Во время особенно унизительного сеанса Херригель заявил, что его проблема, должно быть, плохая цель.
Кензо, однако, посмотрел на своего ученика и ответил, что результат определяется не тем, нацелен ли человек, а тем, как он подходит к задаче. Расстроенный таким ответом, Херригель выпалил: “Тогда вы должны быть в состоянии ударить его с завязанными глазами.”
Кензо немного помолчал, а потом сказал:”


Стрельба из лука в темноте
Когда наступила ночь, двое мужчин вернулись во двор, где находился тренировочный зал. Кензо пошел к своему обычному месту стрельбы, теперь с целью, скрытой в темноте. Мастер стрельбы из лука продолжил свой обычный ритуал, принял боевую стойку, натянул тетиву и выпустил первую стрелу в темноту.
Вспоминая об этом событии позже, Херригель писал: “По звуку я понял, что он попал в цель.”
Кензо тут же выхватил вторую стрелу и снова выстрелил в ночь.
Херригель вскочил и побежал через двор, чтобы осмотреть мишень. В своей книге “Дзэн в искусстве стрельбы из лука "он писал:" Когда я включил свет над стойкой для мишеней, то, к своему изумлению, обнаружил, что первая стрела застряла в середине черного, в то время как вторая стрела расколола приклад первой и прошла через древко, прежде чем вонзиться рядом с ней.”
Кензо попал в двойное яблочко, не видя цели.
Японские лучники практикуют Кюдо и искусство заньшин.

Три японских лучника около 1860 года. Фотограф неизвестен. (Источник изображения: Коллекция ранних фотографий Японии Генри и Нэнси Розин. Смитсоновский институт.)

-2


Все Нацелено
Великие мастера стрельбы из лука часто учат, что “все нацелено.” Где вы ставите ноги, как держите лук, как дышите во время выпуска стрелы—все это определяет конечный результат.

В случае с Ава Кензо мастер-лучник был настолько внимателен к процессу, который приводил к точному выстрелу, что мог воспроизвести точную серию внутренних движений, даже не видя внешней цели. Это полное осознание тела и ума по отношению к цели известно как заншин.

Заншин-это слово, обычно используемое в японских боевых искусствах для обозначения состояния расслабленной бдительности. В буквальном переводе заншин означает “ум без остатка".”

Другими словами, ум полностью сосредоточен на действии и зациклен на поставленной задаче. Заншин-это постоянное осознание своего тела, ума и окружения без напряжения. Это легкая бдительность.

На практике, однако, заншин имеет еще более глубокий смысл. Заншин выбирает жить своей жизнью намеренно и действовать с целью, а не бездумно становиться жертвой всего, что попадается на вашем пути.



Враг совершенствования
Есть известная японская пословица, которая гласит: “После победы в битве затяните шлем.”

Другими словами, битва не заканчивается, когда вы побеждаете. Битва заканчивается только тогда, когда вы становитесь ленивыми, когда вы теряете чувство ответственности и когда вы перестаете обращать внимание. Это и есть заншин: акт жизни с бдительностью, независимо от того, достигнута ли уже цель.
Мы можем перенести эту философию во многие сферы жизни.

Написание: Битва не заканчивается, когда вы публикуете книгу. Она заканчивается, когда вы считаете себя готовым продуктом, когда вы теряете бдительность, необходимую для дальнейшего совершенствования вашего ремесла.

Фитнес: Битва не заканчивается, когда вы попадаете в PR. Это заканчивается, когда вы теряете концентрацию и пропускаете тренировки или когда вы теряете перспективу и перенапрягаетесь.

Предпринимательство: Битва не заканчивается, когда вы делаете большую продажу. Все заканчивается, когда ты становишься самоуверенным и самодовольным.

Враг совершенствования - это не неудача и не успех. Враг совершенствования-скука, усталость и недостаток концентрации. Враг совершенствования-это отсутствие приверженности процессу, потому что процесс-это все.

-3

Искусство Заншина в повседневной жизни :
“Человек должен подходить ко всем действиям и ситуациям с той же искренностью, с той же интенсивностью и с той же осознанностью, что и с луком и стрелами в руках.”
—Кеннет Кушнер, Одна стрела, Одна жизнь
Мы живем в мире, одержимом результатами. Как и Херригель, мы склонны придавать большое значение тому, попадает стрела в цель или нет. Если, однако, мы вкладываем эту интенсивность, сосредоточенность и искренность в процесс
—куда мы ставим наши ноги, как мы держим лук, как мы дышим во время выпуска стрелы—тогда попадание в яблочко является просто побочным эффектом.
Суть в том, чтобы не беспокоиться о попадании в цель. Суть в том, чтобы влюбиться в скуку выполнения работы и охватить каждую часть процесса. Суть в том, чтобы взять этот момент заншина, этот момент полного осознания и сосредоточения, и нести его с собой повсюду в жизни.

Дело не в цели. Дело не в финишной черте. Важно то, как мы подходим к цели. Все нацелено. Заншин.