Дипломаты Пекина все чаще огрызаются на критику Запада, пытаясь отказаться от сдержанности, присущей китайской дипломатии в прошлом. Китайская боевая дипломатия «воина-волка» набирает обороты, поскольку ее посланники становятся все менее и менее дипломатичными в своих словах и манерах по отношению к западным коллегам. Один из недавних примеров: – «Боже, твоё величайшее достижение – разрушить дружеские отношения между Китаем и Канадой и превратить Канаду в беговую собаку США. Расточительность !!!» . Комментарий, адресованный премьер-министру Канады Джастину Трюдо, был бы обычным делом для националистического китайского интернет-тролля. Но в данном случае об этом написал в Твиттере высокопоставленный китайский дипломат, который даже не участвует в выработке политики Пекина в отношении Канады.
Ли Ян, генеральный консул Китая в Рио-де-Жанейро, стал звездой социальных сетей в Китае из-за своей кибер-вспышки против лидера Канады. Его твит, опубликованный в понедельник, теперь пользуется популярностью среди китайцев-патриотов, которые восхищаются его язвительным и прямолинейным стилем, не говоря уже о том, что Канада выходит за рамки полномочий Ли в качестве посланника Пекина в Бразилии. Тем не менее, в Twitter, который недоступен для обычных граждан Китая из-за блокировки социальных сетей в Пекине, сейчас бушует волнение, и аккаунт Ли стал фактически плацдармом для ожесточенной полемики.
На фоне резкой реакции со стороны многих канадских пользователей Твиттера Ли показал, что он не прочь участвовать в длинных тирадах, отвечая на град этих «кирпичных башен», которые стремились напомнить «дикому и неуклюжему» Ли необходимость соблюдать дипломатические протоколы и не вмешиваться в канадскую политику. «Не связываться с канадской политикой? Отлично. Сначала отпустите главного финансового директора Huawei в Ванкувере Мэн Ваньчжоу», – ответил Ли. Китайский дипломат также сам подвергся троллингу со стороны тех, кто писал на мандаринском диалекте, вероятно, китайские пользователи сети использовали VPN для обхода Великого национального файрвола. Они посоветовали Ли изучить основы этикета и уважать их, поскольку грубые крики сделают его посмешищем во всем мире и окажут медвежью услугу глобальному имиджу и интересам Пекина.
Перед отправкой в Бразилию Ли был членом китайской миссии в Женеве. Он также принимал участие в переговорах Китая с Португалией по Макао в 1999-м году, согласно его официальному резюме на сайте МИД Китая. Атташе по культуре посольства Пекина в Мехико, ранее работавший в отделении МИД по Северной Америке, сообщил Asia Times на условиях анонимности, что это может быть первый раз, когда китайский дипломат в своем официальном качестве позволил в отношении лидера иностранного государства использовать такой резкий язык. «Лично я не думаю, что слова Ли уместны ... Вылить свой гнев таким образом – не то, что должен делать дипломат, но многие китайцы, безусловно, хотели бы, чтобы дипломаты говорили жестко и выступали против Запада», – сказал он, – «В прошлом некоторые китайцы отправляли бутылки с таблетками кальция в Министерство иностранных дел, потому что китайские дипломаты считались слишком слабыми в защите позиций Китая. Этого никогда не происходило с тех пор, как к власти пришел ястребиный министр иностранных дел Ван И».
Лу Шай, посол Пекина в Париже и ранее высший посланник Пекина в Оттаве, также получил поддержку внутри страны и вызвал разногласия за рубежом после того, как официальный аккаунт китайского посольства в Твиттере назвал французских сенаторов и политиков, планирующих визит на Тайвань, «маленькими орехами». Лу не поскупился на слова в последующей переписке с французскими пользователями Твиттера и сказал в статье о свободе слова на веб-сайте посольства, что французские антикитайские головорезы были «чокнутыми», потому что они злонамеренно провоцировали Китай и, таким образом, они заслужил ответ. «Если и существует дипломатия «воина-волка», то это только потому, что существует слишком много бешеных собак, которые под предлогом академического обмена, свободы слова и прав человека пытаются заклеймить Китай ... Время «дипломатии ягненка» давно прошло», – написал он в своей статье. Французское министерство иностранных дел вызвало Лу 23 марта только для того, чтобы его заменил китайский посол, который не явился в тот день, сославшись на «конфликты в расписании». Синьхуа сообщило, что через день Лу обратился в министерство иностранных дел Франции с просьбой подать «торжественные представления» от Китая.
Находясь в Канаде, Лу вызвал возмущение в 2019-м году, назвав настойчивые призывы Оттавы освободить двух своих граждан, заключенных в тюрьму в Китае, бизнесмена Майкла Спавора и бывшего дипломата и сотрудника Международной кризисной группы Микаэля Корвига, как «политическую публику, от которой пахло превосходством белых». Обоих по-прежнему держат за решеткой по надуманным обвинениям. Некоторые наблюдатели говорят, что крен Китая в сторону «волчьей дипломатии», боевого подхода, получившего свое название от китайского фильма в стиле Рэмбо, резко расходится с общественным взглядом бывших лидеров, таких как Дэн Сяопин, который был известен своей скромностью своего внешнего вида. Известная дипломатическая философия патриарха Коммунистической партии Дэна заключалась в том, чтобы Китай лежал низко, не трепал перья и не обнажал клыки противников или критиков, – указ, которому строго подчинялись его преемники Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао.
«Китайские дипломаты теперь более склонны обвинять, высмеивать и оскорблять иностранных должностных лиц и руководителей государства, и, поскольку многие из них открывают свои учетные записи в Twitter и Facebook для непосредственного взаимодействия с иностранными пользователями сети, они редко колеблются, чтобы стрелять «беспощадными и нелестными выстрелами» в любого критика Китая », – сказал атташе по культуре Китая в Мехико. Он сказал, что многие сейчас следуют примеру Чжао Лицзяня, временного поверенного в делах посольства Пекина в Пакистане в 2019-м году, которого позже повысили за занятую им жесткую позицию. Чжао прославился, в частности, тем, что обменивался взаимными обвинениями со Сьюзан Райс, тогдашним послом США в Организации Объединенных Наций, называя ее замечания о предполагаемых нарушениях государством мусульман-уйгуров в Синьцзяне «позорными и шокирующе невежественными». Многие в дипломатической службе Китая, несомненно, отметили, что Чжао был назначен представителем министерства иностранных дел в том же году. Вскоре после этого Чжао написал в Твиттере, что подозревает, что американские военные изначально принесли коронавирус в Ухань, предполагаемый эпицентр пандемии Covid-19, бездоказательное обвинение, которое вызвало шок во всем мире.
Ян Цзечи, член влиятельного Политбюро Коммунистической партии и самый высокопоставленный чиновник Китая, отвечающий за иностранные дела, недавно укрепил тенденцию «воина-волка». На встрече на высшем уровне в прошлом месяце на Аляске Ян ответил на первоначальные критические замечания госсекретаря США Энтони Блинкена, в том числе на «глубокую озабоченность» США по поводу ситуаций в Синьцзяне, Гонконге и Тайване, жесткой тирадой. «Что касается Китая, то мы просили бы другие страны идти по пути мирного развития, и это цель нашей внешней политики. Мы не верим в вторжение с применением силы, в свержение других режимов с помощью различных средств или в резню людей в других странах, потому что все это только вызовет беспорядки и нестабильность в этом мире. И, в конце концов, все это плохо послужит Соединенным Штатам. Поэтому мы считаем, что Соединенным Штатам важно изменить свой собственный имидж и прекратить продвигать свою собственную демократию в остальном мире», – сказал Ян. Эти резкие слова нашли отклик во все более воинственной дипломатической службе Китая. «Когда США и Запад отказались от вежливости, чтобы очернить Китай и напасть на него, как вы можете ожидать, что наши дипломаты и в дальнейшем будут вежливыми?» – спросил атташе в Мехико.
FRANK CHEN