Найти в Дзене
ЯМадама

"Угрюм-река": последние капли

Здравствуйте! Сериал, который так долго нахваливали на Первом канале, наконец закончился. Шестнадцать серий подряд – в день по чайной ложке – вычерпывали Угрюм-реку в надежде добыть золото рейтинга и зрительской любви. Но золотые крупицы текста В. Шишкова ушли сквозь пальцы, оставив илистую муть. Я придерживаюсь мнения, что любой продукт можно оценивать только тогда, когда увидел его целиком, а потому стойко досмотрела сериал до конца. Читатели советовали мне бросить это дело на первых сериях. Я с надеждой отвечала: может быть, ещё разыграются, а прозорливые комментаторы мне отвечали: нет, чуда не произойдёт. Не думала я, что к последним сериям начну скучать по Юлии Пересильд. Не похожа она была на книжную Анфису, не брала в плен колдовской красотой, раздражающе суетилась. Но вокруг неё создавалось движение, бился нерв. Погубили Анфису – и фильм стал нудным и скучным, потерял напряжение. Александр Горбатов для роли юного Прошки был староват. Казалось бы, зрелый Прохор Петрович должен б
Оглавление

Здравствуйте!

Сериал, который так долго нахваливали на Первом канале, наконец закончился. Шестнадцать серий подряд – в день по чайной ложке – вычерпывали Угрюм-реку в надежде добыть золото рейтинга и зрительской любви. Но золотые крупицы текста В. Шишкова ушли сквозь пальцы, оставив илистую муть.

Фото с сайта кино-театр.ру
Фото с сайта кино-театр.ру

Я придерживаюсь мнения, что любой продукт можно оценивать только тогда, когда увидел его целиком, а потому стойко досмотрела сериал до конца. Читатели советовали мне бросить это дело на первых сериях. Я с надеждой отвечала: может быть, ещё разыграются, а прозорливые комментаторы мне отвечали: нет, чуда не произойдёт.

Не думала я, что к последним сериям начну скучать по Юлии Пересильд. Не похожа она была на книжную Анфису, не брала в плен колдовской красотой, раздражающе суетилась. Но вокруг неё создавалось движение, бился нерв. Погубили Анфису – и фильм стал нудным и скучным, потерял напряжение.

Александр Горбатов для роли юного Прошки был староват. Казалось бы, зрелый Прохор Петрович должен быть сыгран лучше. Но не случилось. Вроде бы всё есть в актёре – и внешность, и голос бархатный, но нет силы и глубины. Не верится, что такой Прохор Громов мог держать в кулаке таёжных хищников или свести с ума гордых красавиц.

К творчеством Софьи Эрнст я слабо знакома. Говорят, в сериале Содержанки она неплохо играет. Но "Угрюм-река" выявила её полную беспомощность. Текст свой не говорит – бормочет, глазами хлопает. То ли режиссёр с неё ничего не требовал, то ли сама не напрягалась. Актёрское образование у неё есть, минимальные навыки должны быть. Но нам не показала – не достойны, видимо.

Яркий, сочный образ Иннокентия Груздева получился бесцветным и никчемным. В романе Груздев – основная движущая сила многих интриг, а в сериале только и сгодился, чтоб съесть газетный пыж. А дальше лишь рассыпался мелким бесом.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/135353/foto/i3/950257/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/135353/foto/i3/950257/

Складывается ощущение, что авторы сериала, мягко говоря, недооценивают зрителей. Думают, что не поймём мы движений души героев.

В романе есть знаковый момент. После жестокого подавления стачки Прохор, в надежде обрести духовную опору, бежит в тайгу к старцам-отшельникам Назарию и Ананию. Но и там не находит он ни покоя, ни святости.

Нет, и в церкви всё не так,
Всё не так, как надо.

А в фильме старцы признались, что были подельниками Данилы-разбойника. Потому-то Прохор и ушёл от них. То есть не было движений души, только обстоятельства авантюрного характера.

Скудной на эмоции вышла и сцена подавления стачки. В книге рабочие проявили сознательность, строго следили за дисциплиной, чтобы не было у начальства повода для жестоких мер. Тем страшнее выглядела реакция пристава, отдавшего роковой приказ.

Вячеслав Шишков писал свой роман в конце двадцатых годов, когда противостояние труда и капитала должно было получить однозначную оценку. Но и он не клеймил Прохора классовой ненавистью. Писатель показал, как разъедает жажда золота душу человека, превращая его в бездушную машину стяжательства. Масштабная, глубокая история. А в фильме – мелкий человек с мелкими страстями нервно теребит ухоженную бородку. Пьёт и огрызается.

В одном не обманули нас авторы сериала. Обещали неожиданные повороты сюжета – сделали.

Нудели-нудели весь фильм, а в финале – сюрприз! Ибрагим снял свою шапку, надел картуз и окончательно перестал быть похожим на черкеса. Теперь его никто не опознает – обрусел за 16 серий. Взял Варвару-ключницу, сел на телегу и уехал незнамо куда.

А Прохор с башни не бросался. Побежал в тайгу, нашёл Синильгино место и тут…

Всё накрылось Тунгусским метеоритом.

Вот так. Одним махом – и сериал закончили, и загадку столетней давности разгадали.

В общем, у Первого канала получилась своя история, герои которой совершенно случайно носят те же имена, что и книжные персонажи.

Но нельзя сказать, что «Угрюм-реку» снимали напрасно. Мы вспомнили роман Вячеслава Шишкова. Вспомнили и старый фильм Ярополка Лапшина.

На Первом канале тоже об этом вспомнили. И сразу после окончания нового сериала решили показать старую «Угрюм-реку». Как говорится, почувствуйте разницу.

Спасибо всем, кто смотрел сериал и обсуждал его со мной!

Желаю вам хороших фильмов!

#киноклуб ямадама

#книжный клуб ямадама