Найти тему
Христианство и смысл жизни

О молитве

Оглавление

«Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Мф. 21: 22).

Молитва очень важна для любого человека. Ведь в молитве мы общаемся с самим Богом, Нашим Творцом, Подающим жизнь и всякое благо людям и всем живым существам. «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу.» (Псалом 103: 13-14). И вот, мы получили возможность в молитве общаться со Всемогущим Богом. «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.» (Втор. 32: 39). Без молитвы не может быть и христианства, потому что самые две самые главные заповеди гласят: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.» (Мк. 12: 30-31). А какая же может быть любовь без общения? И вторую заповедь о любви к ближним невозможно выполнить без молитвы. Эта заповедь требует творения добрых дел, снисхождение к недостаткам ближним, проявления к ним любви, уступчивости, что предполагает терпение и смирение перед людьми, а это невозможно без Бога. «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). Молитва помогает избавиться от грехов, страстей, даёт силу бороться с ними, защищает от врагов – бесов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). В молитве мы получаем духовные дары, помогающие творить добро, исполнять заповеди Божии, получаем мир душевный, защиту от врагов. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 17). Вот как важна молитва. Иисус Христос проводил много времени в молитве, показав нам пример. «И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.» (Мф. 14: 13).

Что же нужно для молитвы? И какую молитву принимает Бог? Молитва требует терпения и настойчивости. Дело это не такое простое как может показаться. Потому что ей препятствует враг рода человеческого – дьявол, да и падшее естество человеческое сопротивляется: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.» (Зах. 3: 1). Поэтому иногда бывает и так, что нужно принуждать себя к молитве. Но учитывая то, сколько пользы приносит молитва, это того стоит; «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф. 26: 41) . Нужно проявить терпение и настойчивость. Ведь, чтобы Господь подавал нам блага, нужно просить. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7: 7-8). Если и сразу не получаем просимое надо не отчаиваться, а просить настойчиво. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 1-7). И потом, Господь нас защищает от бесов. По учению святых отцов, бесы сильны, намного сильнее человека, но сделать они нам без попущения на то Божия, ничего не могут. Если же, они препятствуют молитве, чаще всего подкидывая различные помыслы, то это способствует нашему терпению. «Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас.» (Псалом 123: 1-3). «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Нужно просто игнорировать все помыслы приходящие, даже по видимому хорошие, не вдумываться в них, а сразу откидывать и вникать в слова молитвы: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.» (Лк. 10: 19).

-2

Ещё также важно понимать, что в молитве мы общаемся с Самим Богом. Поэтому молитва требует внимания, благоговения и страха Божия, но не панического естественно, а благоговейного трепета. «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.» (Псалом 2: 11). «Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?» Преподобный Паисий Святогорец. Мы говорим с Богом, который есть Царь царствующих и Господь господствующих. «На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».» (Откр. 19: 16). Когда человек молится, произнося только слова молитвы, а ум блуждает где-то среди посторонних предметов или смотрит на людей о такой молитве Господь сказал: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6: 5-6). Бывает трудно удерживать внимание, но надо стараться вникать в слова молитвы. Хотя на начальном этапе Бог и такую молитву принимает, когда по немощи человек не всегда может внимательно молиться, по словам святых отцов, но учиться внимательной молитве всё равно нужно.

Господь Царь царей, но в то же время Любящий Отец. Во время молитвы также надо и не забывать о Милосердии Божием и уповать на Его Милость, верить и доверять Богу, что Он всё даст нам всё, что нужно для нашего блага. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.» (Мф. 7: 9-11). «И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.» (Лк. 17: 19). «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.» (Иак. 1: 5-6). Лучше на молитве представлять себя маленьким ребёнком и молиться с детской простотой: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 18: 3). «Блаженны все, уповающие на Него.» (Псалом 2: 12).

Важно при молитве иметь мир в сердце и с ближними. Господь требует от нас, чтобы мы примирились с ближними, если имеем на кого обиду, или обидели кого-то. «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5: 23-24). Если же не можете сразу простить, то надо просить у Бога, чтобы Он помог, и на молитве прощать ближним их согрешения, чтобы и Господь нас простил. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.» (Мк. 11: 25-26).

Молитва должна быть со смирением, осознанием своей греховности, своего не достоинства перед Богом: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5: 3). Потому что молитву гордую Бог не принимает. Вспомните притчу о мытаре и фарисее: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18: 10-14).

В молитве Богу нужна искренность и искреннее желание спасения, помилования от Бога, несмотря на все препятствия и козни врагов, которые хотят любыми способами отвратить человека от молитвы, потому что знают, какие дары получает человек в молитве от Бога. Нужно просить, как слепой, желающий прозреть. «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идёт. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.» (Лк. 18: 35-42).

-3

Ещё нужно стремиться соблюдать заповеди Божии, жить благочестиво, потому что молитву праведных Господь быстрее услышит, они имеют дерзновение к Нему. «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.» (Псалом 33: 16), «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.» (Иак. 5: 16-18).

В молитве не нужно просить много, особенно из земных, материальных благ, а думать о спасении души прежде всего. А по поводу материальных благ, Господь знает, прежде нашего прошения, что нам нужно. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё…» (Мф. 6: 7-9). Нужно молиться, так как молился Христос: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.» (Мф. 26: 42), потому что Господь лучше нас знает, что нам нужно и что нам полезно.

И наконец, нужно благодарить Бога за всё, хвалить и славить Его. «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.» (Лк. 17: 11-19). «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие». (Псалом 49: 23).

Бывают ещё такие случаи, когда молитва даётся с большим трудом. В таком случае, святые отцы советуют не устанавливать себе обязательных правил, а делать по силе, что хочется в данный момент из духовного делания: не искать высоких молитвенных подвигов возможно почитать что-то, помолиться по сердцу теми молитвами, которые нравятся, помогать людям, главное не отчаиваться в спасении, не терять веры в Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.» (Иак. 5: 13). Нужно довериться Богу и быть постоянными в соблюдении заповедей Божиих. Можно любое дело начинать с короткой молитвы к Богу. «Не превозноситесь ни над кем, не унижайте и не злословьте, не думайте о себе высоко и не ищите высоких молитвенных подвигов. Тише едешь – дальше будешь. Молитесь просто по сердцу … Господу не нужны пустые бряцания. Начал дело – «Господи благослови»! В процессе труда Господи помоги!». – Закончил: «Слава Богу за всё!». Старец Николай Гурьянов.

Позже молитва может перейти в постоянную. «Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться.» Святитель Игнатий Брянчанинов. Тогда можно перейти к заповеди: «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17). Молиться можно где угодно, в любом месте, в транспорте, дома, когда готовите и т.д., вообщем на любом месте, как советует Апостол Павел: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.» (1-е Тим. 2: 8). Для непрестанной молитвы наиболее подходит молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», или короткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.» «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам.» (Ин. 16: 23). Господь говорит, что именем Его будут изгоняться бесы: «именем Моим будут изгонять бесов.» (Мк. 16: 17). Молитва Иисусова – это самый короткий путь ко спасению: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся». (Деян. 2: 21). Ещё святые отцы различают молитву телесную и духовную. «Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.» Святитель Игнатий Брянчанинов. Об этой молитве Апостол Павел говорит, что Дух ходатайствует о нас: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.» (Рим. 8: 26- 27).

-4

Несколько слов хотелось бы сказать о молитвах в Церкви, которые предназначены для этого. «написано, – дом Мой домом молитвы наречется.» (Мф. 21: 13). В храмах постоянно совершаются молитвы, Богослужения, и поэтому там присутствует Благодать Божия. Поэтому молитвы в храме ещё сильнее домашних. Без уважительных причин лучше не пропускать Воскресную Литургию. Тем более, на молитве в собрании верующих присутствует Сам Христос. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18: 19-20). Также важно молиться друг за друга, потому что этого требует заповедь о любви к ближнему, чтобы мы думали не только о себе, но и о других просили в молитве: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться.» (Иак. 5: 16). Да и не только за друзей, родных надо молиться, но и за всех людей и даже за врагов, потому что так заповедал Господь. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). Не забывайте молитвы и об усопших, особенно, если человек не успел покаяться в этой жизни, то наши молитвы ему просто необходимы. Тогда может и о нас, кто-то помолится.

И ещё несколько слов о молитвах святым и Божией Матери. Божия Матерь и святые наши ходатаи перед Богом. Они ближе к Богу, чем мы. Особенно сильными являются молитвы Богородицы, нашей духовной Матери. Слова «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27), сказанные Христом Иоанну Богослову, относятся и к нам. Богородица молиться за каждого, кто обращается к ней. И Она имеет большое дерзновение ко Христу: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.» (Ин. 2: 1-3). «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» (Ин. 2: 7-11). Без молитв святых и Богоматери нам, конечно не обойтись, поэтому к ним нужно обращаться. Каждый благоразумный, смиренный христианин прибегает к молитвам святых, как народ Израиля говорил Моисею: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.» (Исх. 20: 19), но не забывайте, что спасает нас Христос.

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.» (Еф. 3: 14-19).

«Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.» (Псалом 54: 2-4).

А Вы как думаете?

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!