Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Домик на воде. Как устроен старинный дебаркадер, которому уже 60 лет

В советское время мы назвали эту штуку «пристань», сегодня модно использовать французское слово «дебаркадер».

Сейчас действительно приятных на вид дебаркадеров осталось не так уж и много. Этот я встретил в городе Павлово-на-Оке и был восхищен его старинным внешним видом.

Очень долгое время этот дебаркадер, который называется ДЖ-44, пришвартован на этом месте и является отправной точкой для парома ОМ-370, о котором я уже вам рассказывал.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

ДЖ-44 — это 35-метровый дебаркадер класса 879. Его сделали в далеком 1960 году в Костроме на Судоверфи им. «Комсомольской правды» ВОРП МРФ РСФСР.

Его назначение довольно прозаично и, я уверен, всем вам понятно без объяснения: швартовка судов, погрузка/разгрузка различных товаров, складирование грузов, посадка и высадка пассажиров.

Кстати, такие же делали еще в городе Подпорожье Ленинградской области.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Длина дебаркадера чуть больше 35 метров. Его корпус сделан из железобетона марки 300 и со швартовочных сторон обвешан старыми автомобильными покрышками.

Вместе со ржавыми цепями и серыми от старости досками всё это смотрится достаточно кринжово.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Если вы заглянете в библиотеку корабельного инженера Е.Л. Смирнова, то сможете увидеть там схемы дебаркадера этого класса.

На главной палубе находился зал ожидания на 18 человек, детские комнаты на 12 человек, камбуз-столовая, три служебные каюты и три каюты экипажа.

Еще один зал ожидания на 76 человек располагался на второй деке дебаркадера.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В основании располагались трюмы, в которых могли довольно продолжительное время хранится самые разные грузы.

В оснащение дебаркадера входило довольно много самых разных систем. Например, был пожарный насос, электродвигатель, несколько осушительных насосов, санитарный насос и даже (простите за откровенность) фекальная цистерна.

Отопление дебаркадера водяное: внутри стоял водонагревательный котел.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После постройки павловский дебаркадер ДЖ-44 отправили в Муром, где он простоял всего чуть больше года.

Уже в декабре 1961 года его перевели в Павлово. На фотографии ниже, сделанной примерно в 1963 году, мы видим ДЖ-44 со свеженькой краской белого цвета.

Фото: Юрий Фомин. https://fleetphoto.ru/photo/269184/?vid=31514
Фото: Юрий Фомин. https://fleetphoto.ru/photo/269184/?vid=31514

С 1980-х до 2000 года дебаркадер находился в Дзержинске, обслуживая различные пассажирские суда.

А после этого его вновь вернули в Павлово, где ДЖ-44 находится по сей день.

Теперь он выкрашен не в белый цвет, а в сочетание белого с синим. Состояние на удивление приятное.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К сожалению, сейчас дебаркадер временно не работает из-за того, что не работает паром ОМ-377. Об этом я рассказывал в предыдущей статье.

Поэтому внутрь пройти не получилось: проход закрыт, а мне уже не 17, чтобы я мог совершать безрассудные поступки.

Хочется верить, что с дебаркадером всё будет хорошо. Надеюсь, что ему найдут применение, и он останется в Павлово, украшая набережную города.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов