Люди начинают смеяться гораздо раньше, чем говорить — это не только показатель счастливого старта жизни, но и важное социальное взаимодействие. «Теории и практики» рассказывают о том, как именно появился смех, чем он полезен и опасен и что в нем волнует современных исследователей.
Cтрашное понарошку
Смех появился приблизительно 5-7 млн лет назад. Гоминидов, живших тогда, называют сахелантропами, и, по мнению некоторых ученых, именно они были самыми поздними из общих предков шимпанзе и людей. Так или иначе, смеяться первыми научились именно они. Сегодня этим навыком обладают только люди, высшие приматы и… крысы. То, что последние способны, играя между собой, издавать звуки, аналогичные смеху людей и приматов, исследователи выяснили не так давно — крысы «смеются» в звуковом диапазоне, недоступном уху человека.
Смех — социальное явление. Даже когда мы смеемся наедине с собой, как правило, при этом мы представляем себе каких-то других людей. Эта форма социального взаимодействия появляется у людей возрасте 4-6 месяцев — дети хихикают над «куку» и «кто это у нас тут такой» задолго до того, как начинают говорить. Смеются они (а довольно часто и взрослые) над вполне определенным типом ситуаций — когда что-то выглядит страшным и угрожающим понарошку. Мама, скорчившая страшную физиономию над кроваткой ребенка, вызовет у него веселый смех, незнакомый дядя, сделавший то же самое — отчаянный плач и ужас. То же самое касается подбрасывания в воздух, рассказов про буку и козу рогатую и прочего в том же духе. Все это — важная часть социализации ребенка во взрослом мире. К слову, с возрастом принцип работы не меняется — мы смеемся над сценами с банановой кожурой и пережатым шлангом с водой, потому что в них — та же угроза невсерьез. У этого, надо сказать, есть нейробиологическое обоснование — «прародителем» смеха были сигналы тревоги, издаваемые гоминидами, и отличить мозг напуганного и смеющегося человека на МРТ практически невозможно.
Юмор одновременнно «отвлекает» мозг от критического анализа и формирует позитивные ассоциации. Так, хорошенько посмеявшись над рекламной шуткой, мы можем вспомнить эти положительные эмоции, увидев товар в магазине и, улыбнувшись, купить его. Этого-то и добиваются от потребителей маркетологи. Таким образом, говорят в своей статье голландские исследователи, юмор буквально делает нас беззащитными перед рекламным внушением.
Плюсы и минусы
Группа ученых из Оксфорда и Бирмингема решила проверить крылатое выражение о том, что смех — лучшее лекарство. Они собрали все статьи и прочие документальные свидетельства с 1945 года до наших дней и провели масштабный анализ , выясняя, так ли в самом деле полезен смех. В итоге в результатах оказалось два столбца вместо одного — как выяснилось, смех может не только помогать, но и вредить пациентам.
В список положительных эффектов смеха попала его способность повышать болевой порог, снижать артериальное давление и риск сердечного приступа, улучшать функцию легких, понижать сахар у диабетиков и даже (что уж совсем внезапно) повышать вероятность зачатия: 36% потенциальных матерей, которых после ЭКО развлекал клоун, забеременели, по сравнению с 20% в контрольной группе.
С другой стороны, смех может спровоцировать приступ астмы, вызвать недержание мочи, появление грыжи и даже стать причиной смерти от острой сердечной недостаточности . В конце статьи ученые приводят список состояний, которые могут сопровождаться патологическим смехом, а также пишут, что их целью было не убедить кого-то не смеяться, а показать, что и у смеха могут быть свои «побочные эффекты».