Приветствую читателей на моем канале. Заехала сегодня на заправку, а там опять бензин подорожал, решила порассуждать на эту тему вместе с Вами.
Согласитесь, фраза "Опять бензин подорожал" часто звучит в устах граждан России. Совершенно неважно, что при этом происходит на мировом рынке нефти, все равно итогом будет очередное повышение цен на бензин. И это притом, что в 2020 году Россия вырвалась на 2 место по добыче нефти.
Кто же виноват и что делать?
Об этом рассказал замглавы Минэнерго России Павел Сорокин. По его словам, есть причины, из-за которых стоимость топлива растет.
Конечно, был упомянут курс рубля. Подорожание нефти должно приводить к его укреплению. «При изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях находится в диапазоне от 3000 до 3500 рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5000 рублей за бочку», — объяснил Сорокин.
Звучит логично, но если подумать — только ли в этом дело? Нефтяным компаниям выгодней экспортировать сырье за доллары. Большая часть нефти идет за границу, и российский рынок начинает испытывать дефицит. При этом цены на бензин растут. А нам как всегда преподносят «очевидную» причину, скромно умалчивая о теневых сторонах.
Сдерживать этот фактор должна демпферная политика, благодаря которой государство компенсирует «нефтяникам» разницу в ценах внутреннего и внешнего рынка. По словам Сорокина, это позволяет избежать резких скачков цен на бензин, повышение идет плавно, в рамках инфляции.
Но давайте вспомним, кому принадлежат крупнейшие нефтяные компании: «Газпром нефть», «Роснефть» и «Лукойл»? «Газпром» — государственная, «Роснефть» до недавнего времени тоже, «Лукойл» — частная, но платит огромные налоги в казну. На этих трех китах держится значительная часть бюджета, поэтому очевидно, что государству выгодна их прибыль. Не потому ли экспортные сделки становятся приоритетными для нефтяных компаний, несмотря на демпфер?
«Бизнес всегда неохотно идет на снижение розничных цен. К сожалению, это свойственно коммерческому сектору. Поэтому и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел», — подвел итог Сорокин, переложив ответственность на частные компании. Удивительно, что ни постоянно повышающийся топливный акциз, ни различные налоги, влияющие на цену бензина, почему-то не упоминаются. Для государства главное — прибыль. Социальный аспект никого не волнует.
Невольно грустишь, глядя на рейтинг стран по дешевизне бензина. Россия находится всего лишь на 25 месте, уступая верхние строчки не только странам третьего мира, но и тем, что входят в десятку богатейших. Что же идет не так? Почему мы вынуждены постоянно переплачивать? И можно ли повлиять на этот фактор с позиции государства?
Для этого требуется изменение всей экономической системы, в том числе другие источники дохода для государства. Так или иначе, в ближайшие годы бензин навряд ли станет дешевле.
А Вы как считайте?