Человек склонен считать, что он понимает, что могут думать другие люди. Более того, мы верим, что и другие люди знают, что мы думаем по тому или иному поводу.
Данная когнитивная ошибка, как и многие другие, берет свое начало в нашем детстве. Ребенок, примерно, до 1,5-2 лет не идентифицирует себя в качестве объекта этого мира. В таком эгоцентрированом мире вселенная есть я и я есть вселенная. В силу чего, все люди вокруг представляют из себя некоторые части единого целого. Очевидно, что мысли и взгляды людей в таком мире должны быть если не одинаковы, то очень похожи. К сожалению, мы, часто, сохраняем такой взгляд на мир гораздо дольше, чем следовало бы.
Мы считаем, что люди должны думать и испытывать эмоции примерно такие же, как и мы сами, окажись мы в их положении и с легкостью приписываем им свои мысли и чувства. Правда в том, что мы не можем оказаться в их положении. Для этого надо было бы иметь багаж знаний, навыков и опыта идентичный другому человеку, не говоря уже об одинаковых нервных системах и физическом состоянии. Согласитесь, факторов, влияющих на наши мысли и эмоции слишком много, чтобы в мире нашлись хотя бы два даже не одинаковых, а, хотя бы, похожих человека. В этом смысле, разными будут даже однояйцевые близнецы, ведь, как ни крути, опыт то у них будет разный и нарративы, которые они услышали от своего окружения тоже разные.
Таким образом, факт в том, что мы не можем знать, что думает другой человек, как впрочем и он не может знать, что думаем мы.
Несмотря на это, часто, приходится слышать: “ну он же должен понимать…” или “я думал, что он сделает так то и так то…”
Вывод один - не должен.
Заключая договоренности следует абсолютно досконально обсудить все вопросы, которые только могут быть истолкованы по разному. Давая подчиненному поручение необходимо удостоверится в том, что он понял его так, как вы рассчитывали и, что, он будет делать именно то и тем способом, которым вы планировали. Оценивая человека или его действия важно исходить не из своих предположений об их причинах, а из максимально возможно реальной информации. И если такой информации нет, следует признать, что мы не вправе делать каких-либо выводов.
В противном случае, мы рискуем быть не понятыми, столкнуться с неэффективностью в решении проблем или сделать о человеке совершенно ошибочные умозаключения, на основании которых либо переоценить его личные качества и возможности, что, несомненно, в последствии приведет к разочарованию. Либо, наоборот, недооценить его и упустить шанс на взаимовыгодное сотрудничество.