В 20-х годах XVIII в. началось уже массовое заселение русскими людьми бассейнов рек Чарыша и Алея. Продолжали проникать туда прежде всего самовольные переселенцы, главным образом, раскольники из центральной России. Они оседали в промысловых избушках, заимках, а затем и в создаваемых ими небольших деревеньках. За семьями возвращались в Россию с большой осторожностью.
Из самых ранних деревень по реке Чарыш известны деревни: Тугозвонова, Обухова, Вяткина. Более основательное освоение этого района было связано уже с демидовскими предприятиями. Приказчики Демидова активно прибирали к рукам пришлых и гулящих людей, а также селили присланных на Алтай демидовских крепостных крестьян.
В ведомстве Колывано-Воскресенского завода появляются деревни Первочарышская (позднее Карпова), Усть-Чарышская, Порозихинская, Усть-Порозихинская, Самсонова, Кабанова. На Алее возникает деревня Алейская (позднее стала называться Урюпина). В среднем течении Барнаулки демидовские приказчики основали деревню Барнаульскую (вероятно, в 1730 г.), длительное время называвшуюся также Барнаульский станец, что было связано с ролью этого населенного пункта на главной дороге из Колывано-Воскресенского завода на север. В 40-х годах XVIII в., вероятно, не позднее 1745 г. возникают деревни Калманская и Усть-Калманская.
Итоги первоначального заселения Алтая русскими крестьянами были подведены второй ревизией (переписью населения 1745 г.). В ведомстве Малышевской слободы было учтено 1814 душ мужского пола. В ведомстве Белоярской слободы числилось по ревизии 2030 мужских душ. В ведомстве Колывано-Воскресенского завода числилось 748 мастеровых и крестьян, из них в деревнях 438 мужских душ. То есть это 1745 год. Те, кто следит за временем основания Усть-Тулатинки, должны заметить, что даже если уйти (убежать с семьей) с завода хорошо обученным, мастеровым приказным (казенным) крестьянам с семьями из Горной Колывани до устья Тулаты при впадении в Чарыш, то это уже совершенно понятная история!!!!
В ведомстве Бийской крепости в 1745 г. было записано 258 мужских душ государственных крестьян. Фактически в Бийском ведомстве населения было значительно больше за счет поселившихся самовольно кузнецких крестьян и разночинцев, которых продолжали числить по Кузнецкому ведомству. Итоги второй ревизии не полностью отразили результаты освоения русскими нынешней территории Алтайского края. Из-за спешки и недостаточной добросовестности переписчиков немало крестьян и разночинцев Томского и Кузнецкого уездов, переселившихся самовольно в Малышевское, Белоярское и Бийское ведомства (куда относилась и местность, где расположена Усть-Тулатинка!), было записано по старым местам жительства в деревнях Бердского, Чаусского и Сосновского, а также (как уже сказано) Кузнецкого ведомств.
В 1748 г. при приеме в ведение Алтайских заводов новоприписанных крестьян Кузнецкого и Томского уездов было выявлено значительное число переселившихся в верхнеобские ведомства. Их официальное закрепление на новых местах проходило (только!!!) в 40-50-х годах XVIII в. Результаты этой работы, а также роспись приписных крестьян в 1751 г. по церковным приходам, учет, произведенный в 1759 г. в связи с новой припиской к заводам, и, наконец, третья ревизия 1763 г. дали вполне достоверную картину расселения русских крестьян в Верхнем Приобье. ... Поход на русские владения в Сибири В первой половине 40-х годов XVIII в. хунтайчжи Гал-дан-Церен начал готовить поход на русские владения в Сибири. Непосредственная опасность нависла над русскими поселениями на Алтае. В 1744 г. джунгары сожгли крепость, построенную при демидовском Чагырском руднике, а «шахту засыпали». (Это как раз рядом с Усть-Тулатинкой).
Русские власти были вынуждены принять меры по укреплению границы в Западной Сибири. На южной сибирской военной линии были размещены полки регулярной армии, увеличено число казаков, построен ряд новых опорных пунктов. На Алтае в 1748 г. были заложены Ануйская и Катунская крепости, в 1749 г. на р. Убе — Шеманаевский и Красноярский форпосты, на р. Чарыш укреплена деревня Кабанова, превращенная в Кабановскую защиту.
В 1755-1758 гг. к югу от Верхнего Приобья шла ожесточенная китайско-джунгарская война, закончившаяся уничтожением Джунгарского ханства. Под угрозой захвата Цинской империей оказались алтайские племена. Алтайцы оказали завоевателям упорное сопротивление. Но силы были слишком неравны. Спасаясь от закабаления или полного истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с жестокими боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Телеутский зайсан Бок рассказывал: «...с пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться... и токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость».
Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гарриге: «Дай нам людей на сбережение, збереги от злого времени, в нашей земле, где вам приглянется, стройте город». От имени зайсанов, направивших его к русским, зайсан Наамкы предлагал уплатить вперед ясак и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. Решение о приеме алтайцев в российское подданство было принято в мае 1756 г. С июня 1756 г. начался массовый прием алтайцев в крепостях Бийской, Катунской, в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 г. было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, отправили для поселения на Волгу к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Большинство осталось на территории Верхнего Приобья. Источник: http://www.althisto.ru/ Я опять обращусь к истории наших мест и очень посоветую проследить историю Чарышского и его окрестностей в прошлом.
Сама река Чарыш был настоящей водной дорогой самоцветов и страданий. Более 200 лет назад, 30 июля 1787 г., с верховьев Чарыша от Коргона до деревни Краснощековской по реке были отправлены тяжело гружёные плоты. Сделаны они были из трёхсаженного сырого леса и впервые несли на своих бревенчатых спинах 16 ваз разного сорта, как яшмовых, так и порфировых, со всеми приборами и запасными ножками, 2 пьедестала с карнизами, пару столов из фиолетового порфира и несколько кусков для мелкой работы». Почти по тонне самоцветных камней для Локтевской шлифовальной фабрики было погружено на каждый плот, состоявший из 8-10 брёвен. Инициатором и организатором сплава самоцветных камней был рудознатец - исследователь Чарыша
П. И. Шангин.
Ну, а наш Чарыш более чем на 100 лет стал тогда наикратчайшей дорогой для перевозки самоцветов. ... В 40-е годы XX в. этот водный путь самоцветов стал путём невольников. Молевой сплав леса по Чарышу вели и заключенные Сиблага. ДорОгой человеческих страданий стал для «Сиблаговцев» в те годы красавец Чарыш. На Хреновой протоке близ Усть-Чагырки был их лагерь (Совершенно рядом с Усть-Тулатинкой, ниже её по течению). Здесь бревна вытаскивали из воды на берег, штабелевали. Все острова и отмели по реке были забиты молевым лесом, и угрюмые люди с баграми, проклиная всех и вся, спихивают эти брёвна в воду. Тогда же был вырублен лес по всей водоохраной зоне реки. Источник: http://www.russiatours.info/ …Ну и непосредственно как эти земли стали Чарышским районом Алтайского края: Бащелакский район образован в составе Бийского уезда Алтайской губернии постановлением Сибревкома от 27 мая 1924 года, переименован в Чарышский район в составе Западно-Сибирского края постановлением ВЦИК от 1 января 1932 года. Включён в состав Усть-Калманского района Алтайского края Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года. Чарышский район вновь образован в составе Алтайского края решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 6 июля 1963 года. Источник: http://ru.wikipedia.org/ #история
Вот такой небольшой экскурс в историю мне понадобился, чтобы рассказать молодой родне о родине наших предков.
Продолжение будет.
Жду вашей помощи в комментариях и одобрениях.