Найти тему

Урок 5 - Аврам

Оглавление

В этом уроке мы начнем изучение жизни Авраама. Бытие главы 12— 25; см. карту относительно, к книге Бытия),

Карта книги Битие
Карта книги Битие

Авраам был по вере человеком великим. Вера и послушаше были двумя главными началами, руководившими его жизнью: Нам полезно близко узнать этого человека, которого Бог назвал другом Своим.

Проследим путь его жизни, как по карте, и мы получим наглядную картину духовного развития каждого, кто откликнется на зов Божий и дастъ Богу вести его, как сделал Авраам. Первое великое собьте это—

Призыв Авраама—Быт. 12 глава

Однажды, когда Аврам (как онъ тогда назывался), жил в Уре Халдейском, окруженный идолами и идолопоклонниками, Бог призвал его оставить все и идти за ним (ст. 1, Деян. 7, 2—4). В то же время Бог дает ему великие и драгоценные обещания (ст. 2, 3), из которых многие уже исполнились. Совершенно таким же образом Бог призывает грешника оставить своих идолов и жизнь сосредоточенную в себе самом, и перейти к но­вой жизни с Богом. Вместе с призывом Бог дает великие и драгоценные обетования, который Он готов исполнить.

Жена Аврама, отец его и племянник выходят вместе с ним из Ура. В Харране они останавливаются до смерти отца Аврама (см. гл. XI, 31, 32). После этого Аврам с племянником, Лотом, продолжал путь свой в Ханаан. Эта небольшая страна в некоторых отношениях самое важное место на всей по­верхности земли. Здесь произошла большая часть событий, упомянутых в Бытие; здесь Сын Божий провел 33 года своей жизни во плоти. Эта земля была избрана Богом, усмотрена Им, как самое лучшее место, для воспитания того народа, посредством которого Он соби­рался ниспослать благословение и который должен был быть хранителем (доверенным) Его истины.

Земля обетованная - Иордания. Вид на Святую землю с горы "Небо".
Земля обетованная - Иордания. Вид на Святую землю с горы "Небо".

Земля Ханаана, в которую пришел Аврам, была, населена народами, преданными всякому идолопоклонству и мерзостям. Но он, не теряя времени, смело засвидетельствовал о том, что Он поклонялся Истинному Богу, воздвигнув жертвенник (ст. 7); затем, идя дальше, он поставил шатер свой и новый жертвенник около Вефиля (ст.8). Скоро наступает голод в той земле. (В но­вой жизни во Христе мы должны ожидать испытание). Без повеления от Бога, Аврамъ идет — сказано: "сошел" (точно спустился?) в Египет, (ст. 10) и попадает в беду. Египет, во всей Библии, есть образ мира; и дети Божьи обыкновенно попадают в беду когда они оставляют место, выбранное Богом для них и спускаются в мир. Аврам еще не научился тому, что его новая жизнь должна быть особенною, отдельною, хотя в следующей главе мы увидим, что Он понял это. Многие из детей Божьих и теперь не научились этому.

Географический путь Авраама
Географический путь Авраама

Отдельная жизнь—Быт. ХIII. В этой главе Авраам отделен, во-первых от Египта, во-вторых от Лота. Он выходит из Египта и возвращается в Ве­филь и к жертвеннику (3, 4). Тогда спор между пасту­хами Лота и Аврама принудил их отделиться друг от друга. Авр. старше и главное действующее лицо в этом предприятии; и так как приходилось отделиться друг от друга и выбрать землю, то имел право выбирать пер­вый. Но ему так хочется избегнуть раздора—как желательно было бы чтоб дети Божьи и теперь действовали таким же образом,—что он отказывается от своего права и предоставляет Лоту выбирать. Лот решил, что хорошо орошаемый равнины Иорданские—лучшие места для разведения скота и он раскинул шатры свои до Содома.

Поселения Лота
Поселения Лота

Через несколько времени он переселяется в самый Содом. Может быть, когда он вначале пришел в этот город, он не знал какого рода люди живут там; но когда он узнает, в какую толпу он попал (13), то вместо того, чтоб удалиться оттуда или оставаться там и проповедовать правду, мы видим его поселяющимся между ними, сидящим у ворот Содома (место почета), решающим дочерям своим выходить замуж за жителей Содома, и насколько мы знаем, не возвышающим голоса своего против их греха.

Так как природа человеческая вчера, сегодня и во веки—та же, то Лот может быть рассуждал так, что надо было дать семье его пользоваться всеми выгодами город­ской общественной жизни; жена его, пожалуй, мечтала о видной роли в Содоме, о блестящих и выгодных свадьбах для дочерей своих. Могло казаться, что Лот достиг большого успеха в мире, чем Аврам. Но по­слушайте, что Бог говорит Аврааму после того, как Лот ушел от него (14—17). Лот выбирал для себя, Бог выбирает для Авраама Кто получил больше? Даже с материальной точки зрения Авраам был в выигрыше. Бог передал ему в одну минуту больше истинного богатства, чем Лот владел во всю свою жизнь, а с духовной точки зрения, Аврам был одним из богатейших людей, ко­торые когда-либо жили на земле. Нам выгодно, когда Бог для нас выбирает.

Обратите внимание на этих двух людей, Авраама и Лота вместе вышедших из Ура Халдийского, в Обетованную Землю. Какую различную жизнь они ведут! Они представляют 2 класса людей, который отвечают на зов Божий и вступают на путь Его. Авраам представляет пример людей, духовных возрастающих в мудрости и благодари, стре­мящихся познать Господа. Лот изображает тех, которые верят и оправданы (2 Пет. 2:7, 8) а потому спасены от смерти, но которые тем не менее хотят держаться за все, что от мира сего, за его наслаждения и за то, что привлекает в нем — (весь склад их ума светский) Проследите дальнейший путь жизней этих двух людей и посмотрите, не лучше ли христианам последовать за духовным Авраамом, чем за светским Лотом. Следующую главу мы назовем:

Победы

(Быт. XIV)

После расставания с Лотом, Авраам двинулся в Хеврон. Однажды вестник из Содома прибегает к Аврааму. с известием о войне. Четыре царя с Востока идут войной против 5 царей в стране Палестинской и вторично покоряют их. Берут все имущество Содома и весь народ в плен; между ними был и Лот. Победители ушли по направлена к Дамаску. Авраам не долго думая, собирается, чтоб во чтобы то ни стало, спасти Лота. Он берет своих вооруженных 318 рабов, преследует и настигает их около Дамаска, нападает на них и неожиданно поражает, спасает пленных и все имущество и направляется домой. Он теперь одержал победу над этими внешними врагами; дальше мы увидим его одерживающим победу над корыстолюбием собственного сердца.

Царь Содомский предлагает Аврааму взять все имущество Содомское, которое вероятно было очень ценно и народ отпустить в Содом. Но прежде чем это предложение было сделано, Аврам был подкреплен благословением таинственного незнакомца Мелхиседека, священника. Мелхиседек сказал Авраму, что Он "благословен от Бога всевышнего, Владыкой неба и земли". Таков Бог Аврама! Когда взор Аврама был устремлен на Владыку неба и земли, то имущество Содомское казалось в его глазах очень ничтожным. И он отказывается взять от этого Царя Содома даже ремень от обуви, или иметь какое-либо дело с ним. Он взирал только на Бога, чтоб быть пощаженным? Когда взор наш устремлен на Владыку неба и земли, то все мирское покажется нам очень непривлекательным и ничтожным.

Казалось-бы, что теперь Лоту достаточно уже было Содома. Но нет: где сокровища, там и сердце его было. Его дела и интересы, его друзья, его владения, все было в Содоме, и он возвращается туда и снова поселяется там, и Авраму еще раз придется выручать его!

Завет

(Быт. XV)

Эти заглавия отмечают духовный рост Аврама, и замечательно соответствуют духовному развитою каждой человеческой души, которая, подобно Авраму, поверила Богу и послушалась Его. Прежде всего Бог призвал его, затем наделил его, дал ему победу и вступает в завет с ним и открывает ему будущее.

Аврам в недоумении. Он не может понять, как в его года, в года его жены, Бог исполнит обещан­ное ему еще до выселения его из Ура Халдейскаго —про­извести от него великий народ. В ответ на его расспросы, Бог ему просто повелевает взглянуть на небо, на бесчисленные звезды небесные, и говорить: "столько будет у тебя потомков". Конечно, по человечески это было невозможно,—а Авраму могло казаться прямо невозможным, но Бог это сказал и этого было довольно для друга Его. Он "поверил Богу".

Весь характер Аврама изображен в этих трех словах. Как нам стыдно за нашу веру перед его верой! Утвердив это обещание, как обыкновенно через принесенную жертву (5—11) Бог посылает Авраму видение, в котором предсказывает в главных чертах историю этих потомков на нисколько сот лет. Предсказание удивительное и каждая его подробность точно осуществи­лась. Рабство в Египте (13); суд над Египтом (14); Исход (14); овладев Ханааном (16); все это Аврам узнает чрез откровение прежде, чем у него рождается сын.

Агарь

(Быт. XVI)

В этой главе Аврам делает ту ошибку, что действует по внушению жены, не вопрошая Бога. Они ста­раются ускорить исполнение обещанного Всемогущим своими собственными мерами. Но это ведет только к горю и ссорам. Въ продолжении 13 лет служанка, и сын её нарушали спокойствие в этой дотоле мирной семье. Бог обратил и это к Своей славе и в Новом Завете Агарь и Сарра служат прообразами и поясняют чудную евангельскую истину. (Гал. 4:22—31).

Обрезание

(Быт. XVII)

Когда Измаил был тринадцати лет, Бог снова является Авраму и возобновляет завет Свой с ним, дает новые имена ему и жене его и установил обряд обрезания, как "знамение завета" (11). Иногда, когда бывает замедление в осуществлении обещаний Божьих, наша вера колеблется, мы не вопрошаем Бога и действуем по советам других и делаем ошибки. Но Бог может исправить наши ошибки во славу Свою; Бог может вести нас и далее... Гл. XVIII. В следующем уроке займемся гл. 15—25 до конца жизни Авраама.