В этом уроке мы начнем изучение жизни Авраама. Бытие главы 12— 25; см. карту относительно, к книге Бытия),
Авраам был по вере человеком великим. Вера и послушаше были двумя главными началами, руководившими его жизнью: Нам полезно близко узнать этого человека, которого Бог назвал другом Своим.
Проследим путь его жизни, как по карте, и мы получим наглядную картину духовного развития каждого, кто откликнется на зов Божий и дастъ Богу вести его, как сделал Авраам. Первое великое собьте это—
Призыв Авраама—Быт. 12 глава
Однажды, когда Аврам (как онъ тогда назывался), жил в Уре Халдейском, окруженный идолами и идолопоклонниками, Бог призвал его оставить все и идти за ним (ст. 1, Деян. 7, 2—4). В то же время Бог дает ему великие и драгоценные обещания (ст. 2, 3), из которых многие уже исполнились. Совершенно таким же образом Бог призывает грешника оставить своих идолов и жизнь сосредоточенную в себе самом, и перейти к новой жизни с Богом. Вместе с призывом Бог дает великие и драгоценные обетования, который Он готов исполнить.
Жена Аврама, отец его и племянник выходят вместе с ним из Ура. В Харране они останавливаются до смерти отца Аврама (см. гл. XI, 31, 32). После этого Аврам с племянником, Лотом, продолжал путь свой в Ханаан. Эта небольшая страна в некоторых отношениях самое важное место на всей поверхности земли. Здесь произошла большая часть событий, упомянутых в Бытие; здесь Сын Божий провел 33 года своей жизни во плоти. Эта земля была избрана Богом, усмотрена Им, как самое лучшее место, для воспитания того народа, посредством которого Он собирался ниспослать благословение и который должен был быть хранителем (доверенным) Его истины.
Земля Ханаана, в которую пришел Аврам, была, населена народами, преданными всякому идолопоклонству и мерзостям. Но он, не теряя времени, смело засвидетельствовал о том, что Он поклонялся Истинному Богу, воздвигнув жертвенник (ст. 7); затем, идя дальше, он поставил шатер свой и новый жертвенник около Вефиля (ст.8). Скоро наступает голод в той земле. (В новой жизни во Христе мы должны ожидать испытание). Без повеления от Бога, Аврамъ идет — сказано: "сошел" (точно спустился?) в Египет, (ст. 10) и попадает в беду. Египет, во всей Библии, есть образ мира; и дети Божьи обыкновенно попадают в беду когда они оставляют место, выбранное Богом для них и спускаются в мир. Аврам еще не научился тому, что его новая жизнь должна быть особенною, отдельною, хотя в следующей главе мы увидим, что Он понял это. Многие из детей Божьих и теперь не научились этому.
Отдельная жизнь—Быт. ХIII. В этой главе Авраам отделен, во-первых от Египта, во-вторых от Лота. Он выходит из Египта и возвращается в Вефиль и к жертвеннику (3, 4). Тогда спор между пастухами Лота и Аврама принудил их отделиться друг от друга. Авр. старше и главное действующее лицо в этом предприятии; и так как приходилось отделиться друг от друга и выбрать землю, то имел право выбирать первый. Но ему так хочется избегнуть раздора—как желательно было бы чтоб дети Божьи и теперь действовали таким же образом,—что он отказывается от своего права и предоставляет Лоту выбирать. Лот решил, что хорошо орошаемый равнины Иорданские—лучшие места для разведения скота и он раскинул шатры свои до Содома.
Через несколько времени он переселяется в самый Содом. Может быть, когда он вначале пришел в этот город, он не знал какого рода люди живут там; но когда он узнает, в какую толпу он попал (13), то вместо того, чтоб удалиться оттуда или оставаться там и проповедовать правду, мы видим его поселяющимся между ними, сидящим у ворот Содома (место почета), решающим дочерям своим выходить замуж за жителей Содома, и насколько мы знаем, не возвышающим голоса своего против их греха.
Так как природа человеческая вчера, сегодня и во веки—та же, то Лот может быть рассуждал так, что надо было дать семье его пользоваться всеми выгодами городской общественной жизни; жена его, пожалуй, мечтала о видной роли в Содоме, о блестящих и выгодных свадьбах для дочерей своих. Могло казаться, что Лот достиг большого успеха в мире, чем Аврам. Но послушайте, что Бог говорит Аврааму после того, как Лот ушел от него (14—17). Лот выбирал для себя, Бог выбирает для Авраама Кто получил больше? Даже с материальной точки зрения Авраам был в выигрыше. Бог передал ему в одну минуту больше истинного богатства, чем Лот владел во всю свою жизнь, а с духовной точки зрения, Аврам был одним из богатейших людей, которые когда-либо жили на земле. Нам выгодно, когда Бог для нас выбирает.
Обратите внимание на этих двух людей, Авраама и Лота вместе вышедших из Ура Халдийского, в Обетованную Землю. Какую различную жизнь они ведут! Они представляют 2 класса людей, который отвечают на зов Божий и вступают на путь Его. Авраам представляет пример людей, духовных возрастающих в мудрости и благодари, стремящихся познать Господа. Лот изображает тех, которые верят и оправданы (2 Пет. 2:7, 8) а потому спасены от смерти, но которые тем не менее хотят держаться за все, что от мира сего, за его наслаждения и за то, что привлекает в нем — (весь склад их ума светский) Проследите дальнейший путь жизней этих двух людей и посмотрите, не лучше ли христианам последовать за духовным Авраамом, чем за светским Лотом. Следующую главу мы назовем:
Победы
(Быт. XIV)
После расставания с Лотом, Авраам двинулся в Хеврон. Однажды вестник из Содома прибегает к Аврааму. с известием о войне. Четыре царя с Востока идут войной против 5 царей в стране Палестинской и вторично покоряют их. Берут все имущество Содома и весь народ в плен; между ними был и Лот. Победители ушли по направлена к Дамаску. Авраам не долго думая, собирается, чтоб во чтобы то ни стало, спасти Лота. Он берет своих вооруженных 318 рабов, преследует и настигает их около Дамаска, нападает на них и неожиданно поражает, спасает пленных и все имущество и направляется домой. Он теперь одержал победу над этими внешними врагами; дальше мы увидим его одерживающим победу над корыстолюбием собственного сердца.
Царь Содомский предлагает Аврааму взять все имущество Содомское, которое вероятно было очень ценно и народ отпустить в Содом. Но прежде чем это предложение было сделано, Аврам был подкреплен благословением таинственного незнакомца Мелхиседека, священника. Мелхиседек сказал Авраму, что Он "благословен от Бога всевышнего, Владыкой неба и земли". Таков Бог Аврама! Когда взор Аврама был устремлен на Владыку неба и земли, то имущество Содомское казалось в его глазах очень ничтожным. И он отказывается взять от этого Царя Содома даже ремень от обуви, или иметь какое-либо дело с ним. Он взирал только на Бога, чтоб быть пощаженным? Когда взор наш устремлен на Владыку неба и земли, то все мирское покажется нам очень непривлекательным и ничтожным.
Казалось-бы, что теперь Лоту достаточно уже было Содома. Но нет: где сокровища, там и сердце его было. Его дела и интересы, его друзья, его владения, все было в Содоме, и он возвращается туда и снова поселяется там, и Авраму еще раз придется выручать его!
Завет
(Быт. XV)
Эти заглавия отмечают духовный рост Аврама, и замечательно соответствуют духовному развитою каждой человеческой души, которая, подобно Авраму, поверила Богу и послушалась Его. Прежде всего Бог призвал его, затем наделил его, дал ему победу и вступает в завет с ним и открывает ему будущее.
Аврам в недоумении. Он не может понять, как в его года, в года его жены, Бог исполнит обещанное ему еще до выселения его из Ура Халдейскаго —произвести от него великий народ. В ответ на его расспросы, Бог ему просто повелевает взглянуть на небо, на бесчисленные звезды небесные, и говорить: "столько будет у тебя потомков". Конечно, по человечески это было невозможно,—а Авраму могло казаться прямо невозможным, но Бог это сказал и этого было довольно для друга Его. Он "поверил Богу".
Весь характер Аврама изображен в этих трех словах. Как нам стыдно за нашу веру перед его верой! Утвердив это обещание, как обыкновенно через принесенную жертву (5—11) Бог посылает Авраму видение, в котором предсказывает в главных чертах историю этих потомков на нисколько сот лет. Предсказание удивительное и каждая его подробность точно осуществилась. Рабство в Египте (13); суд над Египтом (14); Исход (14); овладев Ханааном (16); все это Аврам узнает чрез откровение прежде, чем у него рождается сын.
Агарь
(Быт. XVI)
В этой главе Аврам делает ту ошибку, что действует по внушению жены, не вопрошая Бога. Они стараются ускорить исполнение обещанного Всемогущим своими собственными мерами. Но это ведет только к горю и ссорам. Въ продолжении 13 лет служанка, и сын её нарушали спокойствие в этой дотоле мирной семье. Бог обратил и это к Своей славе и в Новом Завете Агарь и Сарра служат прообразами и поясняют чудную евангельскую истину. (Гал. 4:22—31).
Обрезание
(Быт. XVII)
Когда Измаил был тринадцати лет, Бог снова является Авраму и возобновляет завет Свой с ним, дает новые имена ему и жене его и установил обряд обрезания, как "знамение завета" (11). Иногда, когда бывает замедление в осуществлении обещаний Божьих, наша вера колеблется, мы не вопрошаем Бога и действуем по советам других и делаем ошибки. Но Бог может исправить наши ошибки во славу Свою; Бог может вести нас и далее... Гл. XVIII. В следующем уроке займемся гл. 15—25 до конца жизни Авраама.