Глава I "Огненные вёрсты" 1957 г - ЗДЕСЬ
Глава II - "Сотрудник ЧК" 1963 г - ЗДЕСЬ
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!
Канал "Русскiй РезонёрЪ" продолжает блуждать по годам расцвета советского кинематографа в поисках ярких представителей жанра "экшен", но - увы! - чистопородных его образчиков в 60-е годы было раз-два и обчёлся. Конечно, можно было бы сразу перейти к "Неуловимым мстителям" и дело с концом, но искать лёгких путей мы не станем, а потому позвольте поведать в сегодняшней главе о парочке удивительных находок, которые, правда, можно причислить к боевикам с огроооомнейшей натяжкой и с таким же немалым градусом снисходительности. А что делать? Я честно предупреждал во вступлении к первой главе: отношение руководства Госкино к фильмам действия вплоть до конца 60-х было крайне несерьёзным!
Первая находка, пожалуй, достойна упоминания лишь в качестве неудачной пробы пера национальными киностудиями, достойно окучившими своё революционное прошлое и жанр "истерна" несколько позже, в основном в 70-х. Говорю о киргизском фильме "Джура" 1964 года, снятом (очевидно в порядке оказания братской помощи) режиссёром Адольфом Бергункером.
Читаем краткое содержание:
" Экранизация одноименного приключенческого романа Георгия Тушкана (1940 г.). Конец 1920-х — начало 1930-х годов в Киргизии. Части Красной Армии ведут бескомпромиссную борьбу с басмачеством в Средней Азии. Фильм рассказывает о становлении характера молодого киргизского охотника Джуры, оказавшегося в стремительном водовороте революционных событий, охвативших Памир. Показывает нелегкий путь от простого юноши-охотника, опутанного вековечными предрассудками, до сознательного, закаленного во многих схватках с басмачами зрелого бойца, поверившего в великие идеи революции".
Осилить "Джуру" (вернее - все его немалых 107 минут), честно, получилось лишь на перемотке, правда, старался не частить, пребывая в опасении пропустить что-то очень уж кульминационное... например, виды Памира... Шутка! К сожалению, имея достаточные возможности "обострить" действие своей картины (благо тематика позволяет - басмачи, перестрелки, "бай собак лицо камча бил" и т.д.) режиссёр ударился в такие дебри разговорного жанра, психоанализ угнетенных киргизов, байскую демагогию и пропаганду коммунизма, что вынести "Джуру" сегодня смогут разве что только потомки Адольфа Бергункера и исполнителей главных ролей. Если добавить к этому скверное качество имеющейся в интернете копии и трясущуюся черно-белую квадратную оттенка "выцветшая фотка" картинку, то понятно - рекомендовать к просмотру не стану. Хотяяя... жаль, конечно: материал не использовали, а ведь могли бы! Все предпосылки сделать любопытное жанровое кино были: главный герой - молодой, но настырный, к тому же обуреваемый жаждой мести охотник... главгад - жестокий и отчасти даже привлекательный бай с выхоленной бородкой... преследование... и месть, наконец! А что по факту? "Тёща, туши люминацию!.." и экзоскучища. Даже при всём малокартинье начала 60-х, откровенно признаться, тяжко представить себе лицо зрителя, пришедшего в кинотеатр посмотреть "Джуру". Эххх, Адольф Соломонович... а ведь в своё время вторым режиссёром на "Обороне Царицына" были...
А наша сегодняшняя ягодка - фильм 1967 года "Таинственный монах", здесь мы задержимся подольше!
Посмотреть в детстве эту стерескопическую (зачем??!! в каком месте там нужны спецэффекты?) ленту как-то не удалось. По ТВ её тоже не особо жаловали. А потому мне посчастливилось "развидеть" её буквально вот-вот... спустя 54 года. Сказать, "а она как новенькая" не смогу, ибо качество изображения столь отвратительно, что даже немногие достоинства "Монаха" (если они вообще существуют!) исчезли напрочь... ветра времени стёрли их...
Признаюсь сразу: "Таинственный монах" изначально числился в, как это сейчас выспренне именуют, "дорожной карте" проекта. Белогвардейское подполье, красный разведчик-чекист, внедрённый под видом поручика, наконец, кассовый успех... всё это авансом сулило немалые зрительские дивиденды, даже не взирая на почтенный возраст фильма. И уж точно планировалась непременная жанровая атрибутика - вроде той, что была скудно, но хоть как-то представлена в "Сотруднике ЧК" из прошлой статьи (благо, что и сюжеты схожи). На поверку оказалось вот что...
Псевдомногозначительные и надутые индюками "белые", решившие в монастыре создать очаг подполья... мол, ежели что - эх, с тыла рванём, "красным" не паздаровицца!.. Напомню, уже буквально через два года выйдет "Адъютант его превосходительства", в котором белогвардейцы показаны живыми, разноплановыми (хорошими, озлобленными, милейшими, злыми, коварными... по-разному... но ещё раз - ЖИВЫМИ) людьми. В "Таинственном монахе", видать, время для такого подхода ещё не пришло: не люди, а шаблоны. Ну что с них взять - белые, они и есть белые, потому мы и победили, да... Особенно "хорош" Воронцов в исполнении Владимира Дружникова, образ которого вытягивает только знаменитый голос актёра - им разговаривали Юл Бриннер в "Великолепной семёрке" и Маккена в "Золоте имени себя". Персонаж Дружникова самоуверен и не вызывает не малейших "отрицательных" симпатий, какие должен вызывать хотя бы в малой степени Главный Злодей в приличном боевике. Потому что - если иначе (и мы это уже обсуждали в первой главе цикла), то и победа "Добра" обесценивается, становясь к финалу чем-то вроде находки в луже пятикопеечной монеты. Вроде - деньги, но...
Отдельной статьёй в "Таинственном монахе" проходит "цирк с конями" - почти буффонадные персонажи - силач Елпидифор и малыш стрелок Саня, засланные в подозрительный монастырь под видом бродячих цирковых артистов. Если авторы фильма решили расцветить скудность и глупость сюжета незатейливым и почти детским юморком, то это им удалось вполне. Выглядят оба товарища весьма нелепо (впрочем, как и всё действо) - особенно, на фоне одетых монахами (в том числе и "таинственными") людей. Циркачи и монахи... что может быть увлекательнее?
Но самая главная "юмористическая" сцена в этом чудаковатом боевичке как раз именно такой наверняка и не замышлялась! Речь идёт о доверенном эмиссаре из белого Центра - некоторой Зинаиде Павловне.
Когда коварный замысел заговорщиков раскрылся (при помощи, само собой, "таинственного монаха" поручика Стронского, он же чекист Смелый) и красные уже в монастыре, Зинаида Павловна устремляется на колокольню и звонит во все колокола, предупреждая отряд белых об опасности... Подростки 60-х наверняка комментировали происходящее примерно так: "Она, значит, звонит, а Саня из револьвера - бац! И прострелил верёвку. Она за другой колокол - а Саня опять - бац! И снова прострелил... Гыыыыы!!!.." Ага, обхохочешься просто! В "Неуловимых мстителях" Эдмонд Кеосаян тоже попрактиковал такие гэги, но выглядело у него это вполне органично и с точным расчетом на детско-юношескую аудиторию - с соответствующими дырками в логике. Здесь же... В итоге Зинаида Павловна, сняв монашеский плат, крестится и патетически бросается с колокольни оземь. Сцена однозначно задумывалась как трагическая: провал общего Дела... ненавижу... конец всему и "всякая штука", как говаривали персонажи Чехова. Но в итоге вышла она каким-то шапито-шоу, в котором по известным жанровым канонам месту трагедии нет, а всё происходящее, включая откровенный наигрыш актеров, нарочито-утрировано. Патамушта белые - дураки, и точка!
Зато примечательный диалог между двумя красными начальниками, если призадуматься, не смешон вовсе:
- Я всегда говорил: надо больше расстреливать!
- Может, ты и прав (задумчиво так)
Стало быть, "Таинственный монах" - не комедия? Похоже на то. А я-то не понял сперва... Но и "экшен", признаться, тот ещё. Смею предположить, что две его главных прелести - романс "Последняя осень" и стереоскопия, ради последней, очевидно, его и склепали как сумели. Чистоту жанра - такую, как в "Огненных вёрстах" - не смогли соблюсти хотя бы ради приличия, проще сказать - не стали вообще, обратив действие в нечто среднее между водевилем и дурнопафосной агиткой "за Советскую власть", грешащую отсутствием логики, сценарными прорехами и беспомощностью режиссуры.
Если в 60-х такое ещё как-то "канало", то сегодня "Таинственный монах" смотрится дурным слепком со "Свадьбы в Малиновке" -только без юмора и опереточных условностей последней... И то сказать: пан Грициан Таврический выглядит гораздо более серьёзным противником по сравнению со всеми переодетыми монахами. А это уже - провал... или, как говорилось в известном вирусном видео "это фиаско, братан!"
До встречи на канале или – хотя бы – в рубрике ««Советский боевик – суровый, но справедливый» .
ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу
ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»
С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ