Найти тему

Ребенок не хочет учиться. Несколько советов, как мотивировать ребенка к обучению

Если почитать в интернете жалобы родителей на детей, которые «не хотят» учиться, можно увидеть, что большинство ситуаций похожи.

Сын, или дочь, скатились на двойки, в голове только компьютер, телефон, игрушки, стрелялки, ничего не хотят… Родители уже перепробовали все пряники и кнуты, наступили на все известные мотивационные мозоли, стоят над душой и все без толку. А если посмотреть на ситуацию с другой стороны? Мы пытаемся решить проблему, не понимая, в чем причина. Лечим симптомы, не найдя истоков болезни. Спрашивая родителей таких «ленивых» детей о том, как живется ребенку в школе, соблюдается ли режим, все ли хорошо в классе, получаем в ответ удивление. Не знаем, не интересовались, недавно переехали, просто не до этого, работа, сам уже должен понимать.

Давайте разбираться, в чем дело, куда делась мотивация и желание учиться.

Частые причины того, что ребенок не хочет учиться

Если почитать в интернете жалобы родителей на детей, которые «не хотят» учиться, можно увидеть, что большинство ситуаций похожи.
  1. Самая частая причина – скука. Ребенку просто скучно в школе. Вокруг такой интересный мир, столько эмоций, красок! Учителю приходится нелегко в конкурентной борьбе за внимание ученика.
  2. Неудачи. Все дети разные, кто-то быстро осваивает программу, кто-то медленнее. Ребенок, отстающий от программы, начинает считать себя неудачником. Зачем идти в школу, если ты вечный аутсайдер?
  3. Буллинг. Взрослым в этом плане хорошо: не нравятся коллеги, не сложились отношения – можно уволиться, уйти на другую работу. Ребенку деться некуда, школьная жизнь в таких случаях может превратиться в ад.
  4. Нет сил, нет настроения. Это сродни весеннему авитаминозу, когда чувствуешь усталость, каждый день одно и то же, а тут еще уроки, нотации.
  5. Боязнь критики, страх неудачи. И снова напоминаем, что все дети – разные. Нервные и невротичные, пугливые, дети, которые боятся ругани родителей за плохие оценки, дети-перфекционисты… Для них страх получить плохой результат перечеркивает все желание учиться.
  6. Зависимость от гаджетов. Какие уроки, если не сыграна «катка» в Танках? А новые видео в TikTok? Легкий, развлекательный контент заполняет голову «белым шумом»? и более сложный материал уже просто не усваивается, становится неинтересным.
  7. Не до уроков. Бывает такое, что учеба просто в голову не идет, потому что там совершенно не школьные проблемы и переживания. Развод или болезнь одного из родителей, смерть домашнего питомца, влюбленность, какие-либо проблемы в жизни, домашнее насилие, равнодушие родителей, одиночество.

Как мотивировать ребенка на учебу

Если почитать в интернете жалобы родителей на детей, которые «не хотят» учиться, можно увидеть, что большинство ситуаций похожи.-2

Придерживайтесь правила трех «П» — Поддерживайте, Поощряйте, Помогайте. Ребенку не нужна ваша критика в негативном ключе – «эх ты, неумеха, неаккуратный, ленивый». Хвалите его даже за маленькие победы – посмотри, как ты хорошо написал диктант, в этот раз всего пять ошибок, а не семь — молодец, это прогресс!

Поговорите с ребенком. Спокойно, без крика и нервов, постарайтесь выслушать и услышать его. Пока не поздно постарайтесь реанимировать детско-родительские отношения. Есть прямая связь между отношениями внутри семьи и учебой в школе: когда появляются проблемы с учебой, искать корень проблемы нужно, в первую очередь, дома.

В младших классах с мотивацией у детей дела обстоят лучше, чем в средних или старших. У ребенка младшего школьного возраста основное занятие – это учеба, познание мира, получение новых интересных знаний (не важно, в какой форме, но лучше — все еще в игровой). А у детей среднего и старшего школьного возраста появляются уже другие интересы. Вы наверняка замечали по своим детям: были маленькими — лучше учились, больше слушались. Они просто не знали, что можно жить и по-другому, когда на первом плане не родители и школа с их требованиями, а друзья, девушка, какие-либо увлечения.

Все родители боятся переходного возраста, и, конечно, когда наступает пубертатное созревание, нужно постараться и приложить все усилия, чтобы не разрушить отношения с ребенком из-за проблем в школе. А то, что эти проблемы будут, — вполне нормально, смиритесь и примите это как данность. В попытках наладить учебный процесс, родители зачастую делают только хуже.

В старших классах будет полегче. Там уже появляется профессиональная ориентированность, обоснованный интерес к учебе, поскольку от нее зависит будущее и возможность получить хорошую работу. А если интерес не появится? Если старшеклассник, например, хочет стать стримером или блогером-путешественником? Что тогда?

Тут все индивидуально. У вас не получится силком заставить ребенка учиться, но отстраняться, отходить в сторону тоже нельзя. Обсудите жизненные планы с ребенком вместе. Не смейтесь над ним с высоты своего опыта и не думайте, что вам лучше знать, поскольку вы старше. Говорите, обсуждайте, решайте, но только вместе, а не вместо ребенка.

Можно услышать и такое: ребенок много занимается, секции, тренировки, кружки, олимпиады, дополнительные занятия. Слишком много всего. Ребенок устает и эмоционально, и физически. Какой тут интерес к учебе? От нее уже чесаться хочется. Стоит пересмотреть режим труда и отдыха, отстать от ребенка (в некоторых случаях – надолго).

Сейчас все чаще говорят о том, что оценки – это не показатель знаний. Ребенок идет в школу не за оценками, а за знаниями. Придется поддерживать в нем мотивацию, пока не появится интерес к определенным предметам. Вот когда школьник сосредоточится на каком-то интересующем его предмете, тогда можно будет немного выдохнуть.

Но как быть, если ничего не помогает? Разговоры разговаривали, хвалили, ругали, наказывали, оставляли в покое… «Да чего мы только не делали!» — кричат издерганные вконец родители. Тогда есть смысл обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Специалисты помогут разобраться в проблеме, решение которой вы никак не можете найти. Для психологов и родителей мы рекомендуем курс повышения квалификации по детской и подростковой психотерапии.