В коллекции Веломузея Андрея Мятиева хранится уникальный фотоснимок, запечатлевший Иосифа Виссарионовича Сталина за рулем экспериментального гоночного американского мотоцикла Indian!
Фото датировано осенью 1927 года и сделано в Москве. Сталин одет в любимый свой костюм - сапоги, плащ и матерчатую фуражку. В кадр также попал Лазарь Моисеевич Каганович (справа в фуражке), явно беспокоящийся за вождя и пытающийся перекричать рев работающего мотора. Каганович в то время был первым секретарем ЦК КП(б) Украины. Также на фото - охранники (один из них стоит точно за спиной вождя с руками в карманах, где по воспоминаниям соратников Сталина, всегда носилось два пистолета). По свидетельству потомков фотографа, сделавшего исторический снимок, мальчику, стоящему в кадре слева, охрана только что вывихнула два пальца - за то, что он попытался незаметно открутить бюст Ленина, закрепленный на переднем крыле мотоцикла Иосифа Виссарионовича. После фотографирования мальчика сдали на воспитание в Трудкоммуну имени Дзержинского. И.В. Сталин был страстным мотоциклистом, но не афишировал свое увлечение, а в 1930-х годах и вовсе приказал изъять все фото с любимыми мотоциклетами из оборота и даже из архивов. Излишне говорливых свидетелей расстреляли, а умные - молчали до конца своих дней. "Индиан", на котором с таким увлечением ездил вождь, был оснащен механической системой наддува, разработанной известным советским специалистом по мототехнике Иваном Александровичем Успенским (на фото он стоит слева, в шлеме и очках на нем) и Куртом Владимировичем Минкнером, работником Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), специалистом по силовым авиационным установкам и страстным мотоциклистом (на фото он с секундомером в руке готовится зафиксировать рекорд скорости). Во время этого заезда произошла авария - на скорости разорвало покрышку заднего колеса и И.В. Сталин в результате падения получил серьезную травму левой руки, от которой ее частично парализовало. Выдающийся отечественный и всемирно известный ученый-невропатолог В.М. Бехтерев, приглашенный лечить травмированного вождя, в категорической форме запретил ему впредь садиться на мотоцикл, что вызвало буйный гнев пациента. В.М. Бехтерев внезапно умер в декабре того же года при весьма туманных обстоятельствах. Фотограф Московского Автомобильного Клуба Андресандр Ломаев, сделавший это фото, погиб в автоаварии в 1930 году, а его фотоархив был сожжен в 1937 году вдовой, опасавшийся ареста. В 2000-м году мне довелось купить книгу Джона Гарвуда «Мотоцикл. Сборка и регулирование на скорость» 1930 года издания со штампом и экслибрисом библиотеки Андресандра Ломаева. Книга была изрядно потрепана и у нее начал расслаиваться переплет. Каково было мое удивление, когда при реставрации переплета выяснилось, что в нем спрятано это фото! Какие удивительные сюрпризы порой преподносит фортуна настоящим коллекционерам и исследователям!
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта, а также мира литературы и юмора! ;-)
P. S. Надеюсь, Дорогой Читатель, ты догадался, что весь текст выше - это первоапрельская шутка! ;-) Но фотография - полностью аутентичная, безо всякого фотошопа! Известно о ней немногое... На самом деле фамилия мотоциклиста, похожего на Сталина - Супко. Он москвич, член Московского Автомобильного Клуба имени Садовского. На фото запечатлен момент перед стартом любительской гонки на Волоколамском шоссе в районе Павшино - мотосекция Мосавтоклуба довольно часто проводила в 1920-х годах подобные соревнования. Фото сделано осенью 1927 года. Мотоцикл - действительно и без сомнения Indian, только определить с такого ракурса модель и год выпуска не представляется возможным. Примерно 1922-1925-й... Человек в кожанке и шлеме с очками - действительно Иван Александрович Успенский, крупнейший теоретик мотоциклетного дела, руководитель лаборатории по мотоциклам в НАМИ в 1920-х годах. Более никого из людей, попавших в кадр, с уверенностью опознать мне не удалось. На переднем крыле "Индиана" закреплена фигурка-маскот, мода на которые распространилась в Европе в 1910-30-х годах. Маскот вполне узнаваем - это «Билликен» - языческий божок. У этого маскота интересная история – точно такая же фигурка украшала радиатор «Руссо-Балта» знаменитого русского автогонщика и журналиста Андрея Платоновича Нагеля во время его многочисленных путешествий по России, Европе и Африке в 1910-х годах. На руле мотоцикла намотаны запасные камеры - самой частой неисправностью, с которой приходилось сталкиваться мотоциклистам в те годы - это прокол шины, обычно вызванный гвоздями от подков лошадей гужевого транспорта, в изобилии попадавшихся на дорогах.