Найти тему
Андрей Мятиев

Неизвестный факт из биографии И.В. Сталина - он был мотоциклистом и ездил на гоночном "Индиане" с наддувом в 1920-х годах!

В коллекции Веломузея Андрея Мятиева хранится уникальный фотоснимок, запечатлевший Иосифа Виссарионовича Сталина за рулем экспериментального гоночного американского мотоцикла Indian!

Иосиф Виссарионович Сталин за рулем экспериментального гоночного американского мотоцикла Indian. Фото 1927 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Иосиф Виссарионович Сталин за рулем экспериментального гоночного американского мотоцикла Indian. Фото 1927 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фото датировано осенью 1927 года и сделано в Москве. Сталин одет в любимый свой костюм - сапоги, плащ и матерчатую фуражку. В кадр также попал Лазарь Моисеевич Каганович (справа в фуражке), явно беспокоящийся за вождя и пытающийся перекричать рев работающего мотора. Каганович в то время был первым секретарем ЦК КП(б) Украины. Также на фото - охранники (один из них стоит точно за спиной вождя с руками в карманах, где по воспоминаниям соратников Сталина, всегда носилось два пистолета). По свидетельству потомков фотографа, сделавшего исторический снимок, мальчику, стоящему в кадре слева, охрана только что вывихнула два пальца - за то, что он попытался незаметно открутить бюст Ленина, закрепленный на переднем крыле мотоцикла Иосифа Виссарионовича. После фотографирования мальчика сдали на воспитание в Трудкоммуну имени Дзержинского. И.В. Сталин был страстным мотоциклистом, но не афишировал свое увлечение, а в 1930-х годах и вовсе приказал изъять все фото с любимыми мотоциклетами из оборота и даже из архивов. Излишне говорливых свидетелей расстреляли, а умные - молчали до конца своих дней. "Индиан", на котором с таким увлечением ездил вождь, был оснащен механической системой наддува, разработанной известным советским специалистом по мототехнике Иваном Александровичем Успенским (на фото он стоит слева, в шлеме и очках на нем) и Куртом Владимировичем Минкнером, работником Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), специалистом по силовым авиационным установкам и страстным мотоциклистом (на фото он с секундомером в руке готовится зафиксировать рекорд скорости). Во время этого заезда произошла авария - на скорости разорвало покрышку заднего колеса и И.В. Сталин в результате падения получил серьезную травму левой руки, от которой ее частично парализовало. Выдающийся отечественный и всемирно известный ученый-невропатолог В.М. Бехтерев, приглашенный лечить травмированного вождя, в категорической форме запретил ему впредь садиться на мотоцикл, что вызвало буйный гнев пациента. В.М. Бехтерев внезапно умер в декабре того же года при весьма туманных обстоятельствах. Фотограф Московского Автомобильного Клуба Андресандр Ломаев, сделавший это фото, погиб в автоаварии в 1930 году, а его фотоархив был сожжен в 1937 году вдовой, опасавшийся ареста. В 2000-м году мне довелось купить книгу Джона Гарвуда «Мотоцикл. Сборка и регулирование на скорость» 1930 года издания со штампом и экслибрисом библиотеки Андресандра Ломаева. Книга была изрядно потрепана и у нее начал расслаиваться переплет. Каково было мое удивление, когда при реставрации переплета выяснилось, что в нем спрятано это фото! Какие удивительные сюрпризы порой преподносит фортуна настоящим коллекционерам и исследователям!

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта, а также мира литературы и юмора! ;-)

P. S. Надеюсь, Дорогой Читатель, ты догадался, что весь текст выше - это первоапрельская шутка! ;-) Но фотография - полностью аутентичная, безо всякого фотошопа! Известно о ней немногое... На самом деле фамилия мотоциклиста, похожего на Сталина - Супко. Он москвич, член Московского Автомобильного Клуба имени Садовского. На фото запечатлен момент перед стартом любительской гонки на Волоколамском шоссе в районе Павшино - мотосекция Мосавтоклуба довольно часто проводила в 1920-х годах подобные соревнования. Фото сделано осенью 1927 года. Мотоцикл - действительно и без сомнения Indian, только определить с такого ракурса модель и год выпуска не представляется возможным. Примерно 1922-1925-й... Человек в кожанке и шлеме с очками - действительно Иван Александрович Успенский, крупнейший теоретик мотоциклетного дела, руководитель лаборатории по мотоциклам в НАМИ в 1920-х годах. Более никого из людей, попавших в кадр, с уверенностью опознать мне не удалось. На переднем крыле "Индиана" закреплена фигурка-маскот, мода на которые распространилась в Европе в 1910-30-х годах. Маскот вполне узнаваем - это «Билликен» - языческий божок. У этого маскота интересная история – точно такая же фигурка украшала радиатор «Руссо-Балта» знаменитого русского автогонщика и журналиста Андрея Платоновича Нагеля во время его многочисленных путешествий по России, Европе и Африке в 1910-х годах. На руле мотоцикла намотаны запасные камеры - самой частой неисправностью, с которой приходилось сталкиваться мотоциклистам в те годы - это прокол шины, обычно вызванный гвоздями от подков лошадей гужевого транспорта, в изобилии попадавшихся на дорогах.