Найти тему
A - Gallery

Сексуальная ориентация, семейное положение и другие характеристики. О чем говорила жвачка у ацтеков

Нам всем знакома фраза "перестань жевать, это неприлично". Мы слышали что-то подобное на улице, когда мама отчитывает ребенка, или наши родители говорили нам что-то аналогичное по смыслу. Как бы то ни было, в современном мире со жвачкой связан ряд запретов, ограничений, существует определенная культура ее потребления. Интересно, что определенные правила в этой области существовали и у ацтеков.

Несмотря на отсутствие сословных ограничений или запретов, определенные правила и этические нормы потребления жвачки, которую ацтеки также называли чикл или чапапоте, существовали. В основном они касались публичного жевания, которое без ограничений было дозволено лишь молодым незамужним женщинам и детям.

Беседа знатных дам. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Беседа знатных дам. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Мужчины практически никогда не жевали жвачку на публике, так как, будучи замеченными за этим занятием, они автоматически приобретали статус "женоподобных" (этот термин ацтеки применяли для обозначения гомосексуалистов).

Замужние и пожилые женщины, а также вдовы тоже не жевали на глазах у посторонних. Дело в том, что жвачка была своего рода символом семейного положение, сексуального статуса, признаком поиска партнера, а потому, если чья-то жена, вдова или мать жевали на публике, они приравнивались к блудницам, женщинам легкого поведения.

Бернардино де Саагун подчеркивает, что громкое, демонстративное жевание чикл было явным признаком проституток, которые не просто жевали, а скорее клацали зубами, как кастаньеты. Их также можно было вычленить из толпы по сильному сладкому запаху, т.к. они обильно поливали себя духами и использовали ароматические травы сверх всякой меры.

Интересно, что нормы потребления жвачки, а также связь с сексуальным статусом, нашли свое отражение и в религии ацтеков.

Шочикецаль и жрица (?) соблазняют воина. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Шочикецаль и жрица (?) соблазняют воина. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Так, Шочикецаль, будучи молодой богиней любви, плодородия, искусств и сексуальных удовольствий, покровительницей проституток и любовников, иногда изображалась с черным пятном битума вокруг рта. Эта деталь, с одной стороны, должна была подчеркивать ее привлекательность и половозрелость, но также и символизировала сексуальную распущенность, доступность.

Тласольтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Тласольтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Значительно чаще черным пятном битума украшался рот другой молодой богини земли. Тласольтеотль была одновременно олицетворением и греха, и очищения. Она нередко изображалась обнаженной либо в очень короткой юбке. Прослеживается и ее связь с проститутками, которых называли женщинами Тласольтеотль. Таким образом, деталь образа в виде битумного пятна вокруг рта еще более показательна в данном случае и символизирует и молодой возраст, и запретные страсти, и сексуальность, и способность богини очищать от грехов, пожирая их.

Источники:

Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.

Jennifer P. Mathews. The Chewing Gum of the Americas, from the Ancient Maya to William Wrigley. University of Arizona Press, 2009.

Geoffrey G. McCafferty, Sharisse D. McCafferty. The metamorphosis of Xochiquetzal: a window on womanhood in pre- and post-conquest Mexico. Manifesting Power, 1999.

___________________________________________

Сайт: www.a-gallery.ru

Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

-4