Пожалуй, на Востоке нет более значимой фигуры, чем Чингисхан. Родством с ним гордились даже русские дворяне более, чем бояре родством с Рюриком. Генерал А. Ермолов как-то на приеме у персидского шаха заявил, что он потомок Чингисхана и готов повторить завоевание Персии, после чего персы больше никогда не претендовали на Кавказ. Но был ещё один полководец, который, как завоеватель, совершил подвигов не меньше, а известен не так широко, как Чингисхан. Это Тимур. А почему он не так широко разрекламирован, как Чингисхан, на этот вопрос мы и постараемся ответить в этой статье.
Во второй половине XIV в. четыре улуса империи Чингисхана потеряли единство. Явление это не новое, так всегда бывает после смерти основателя империи, когда наследники начинали битву за делёж награбленного с такой ожесточённостью, что их предок гордился бы потомками. Улус Чагатая (Средняя Азия) в свою очередь раздробился на Могулистан (Семиречье и Восточный Туркестан) и Мавераннахр (нынешний Узбекистан). Ханы Могулистана постоянно враждовали из-за спорных территорий с правителями Самарканда, разоряя Мавераннахр. Когда Тимур пришёл к власти, он объединил все соседние племена и дал жестокий отпор ханам Могола. Те всполошились не на шутку. Они увидели в Тимуре того, кто может разрушить установленный порядок и лишить их власти, что для них равносильно смерти. И все ханы Евразии объявили ему войну.
После того, как их главный ставленник – Мамай – был разгромлен в чистом поле, среди бела дня и на глазах у всего народа, за что и был казнён представителями частного капитала, ставку решено было сделать на более надежного партнёра, как им казалось, на Тохтамыша. В своё время именно Тимур спас Тохтамыша и не выдал его Урус-хану. И после смерти Мамая помог Тохтамышу вернуть трон Золотой Орды. И вот теперь Тохтамыш идёт наперекор заветам Чингисхана, который верность считал высшим достоинством воина и карал за предательство лютой смертью.
Но поступки Тохтамыша ничем не противоречили поведению других правителей Евразии и вписывались в арсенал «военная хитрость». Тем более на Востоке. И возникает вопрос: а были ли уже написаны законы Яссы?
Сначала Тохтамыш совершил бессмысленный поход на Москву, которая пока никому не угрожала, а наоборот платила дань Орде. Если бы не предательство суздальских князей, уговоривших москвичей открыть ворота, коннице Тохтамыша через стены города было бы не перескочить.
Затем совместно с мамлюками и османами Тохтамыш пытается ослабить позиции Тимура в Средней Азии, нападая на города его союзников. У Тимура были крепкие нервы и стальные руки, он один мог натянуть тетиву лука до уха. Но иметь противников со всех четырех сторон, да ещё и когда врагом стал тот, кого считал другом, даже для Тимура было опасно, и он объявил Тохтамышу войну.
При походе на Тохтамыша в 1391 г Тимур приказал выбить у горы Алтын шопы надпись на чагатайском языке, в котором назвал Тохтамыша – булгарским ханом. Эта Карсакпайская надпись хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
После победы на Калке (1223 г.) нойоны Чингисхана возвращались в «монгольские» степи и были изрядно потрёпаны волжскими булгарами. Ныне на территории Волжской Булгарии расположены татары Казани, Башкирия и Чувашия. Получается интересная картина: по официальной версии татары под руководством монгольских военачальников разгромили объединённое войско половцев и киевских князей, а потом были разгромлены татарами-булгарами будущего Казанского ханства. Но потом татары (Батыя) отомстили татарам Булгарии. Что-то в официальной истории не сходится. И если Тохтамыш булгарский хан, и брал Москву, то кто же брал Киев и другие города Руси? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, надо понять; а кто же такой Тимур.
Родился Тимур в селении Ходжа-Ильгар близ города Кеш (ныне Шахрисабз). Его отец, возможно, был вождём племени барласов Муххамад Тарагай.
Начало политической жизни Тимура поразительно схоже с биографией Чингисхана, что признают все историки. А рассказы о военных подвигах написаны, как под копирку, только имена немного другие, но очень похожие. Оба они были предводителями набранных ими лично отрядов сторонников, которые и позже оставались главной опорой их могущества. Тогда как практически везде борьба за власть и ликвидация своих помощников, была характерной чертой всех правителей Ойкумены. Подобно Чингисхану, Тимур лично входил во все подробности военных операций, собирал сведения о силах противника, пользовался среди своих подчиненных безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников.
В сложившимся противостоянии сторону Тимура приняло духовенство и многие эмиры соседних племён. Результаты деятельности Тимура по объединению разрозненных племен в единое целое и установленный им порядок, устраивало многих, так как прекращало все раздоры, от которых страдал народ и армия. Военная организация Тимура (полностью соответствующая законам Яссы Чингисхана) устраивала и воинов, которым самодурство своих эмиров, уже сидело в печёнках. И потому многие воины других эмиров перешли на сторону армии, со строгим воинским уставом, где ценилась храбрость и отвага, и простой воин мог стать генералом.
Интересно, если вся территория, где происходили боевые действия Тимура, была завоёвана Чингисханом ещё сотню лет назад, то почему никто кроме Тимура, не жил по этим законам. Ответ прост: эти законы придуманы Тимуром.
Это, так называемое «Уложение Тимура», в котором были изложены правила поведения подданных и обязанности должностных лиц, а также правила управления армией и государством. На высокие посты он назначал сподвижников, с которыми бок о бок сражался на поле битвы. Эмиры, как и визири, назначались из числа людей, которые должны были знать «тайны ведения сражений, способы рассеивания вражеского войска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебаний уметь вести войска и т. д.».
Законом была закреплена защита воинов и простого народа. Уложение обязывало местных правителей уплачивать штраф простолюдину в размере причинённого ему ущерба. Если же вред причинил воин, то его следовало передать в руки пострадавшего, и тот сам определял меру наказания.
Конечно же, подобные законы не устраивали «потомков» Тимура, которые поступали так, как им заблагорассудится, и не собирались отвечать перед каким-то потерпевшим, да ещё и выплачивать ему ущерб. Потому после смерти Тимура его империя распалась очень скоро.
Военная организация войск была построена по десятичной системе, то есть на десятки, сотни, тысячи. Единственным отличием было подразделение от 50 до 300 человек, которое называлось «кошунами». А руководил ими «кошевой». Интересно, что подобное деление и законы Ясы сохранились только у русских казаков. Единственный род войск, где был «есаул», вроде комиссара, который следил за соблюдением закона Ясы.
Как мы видим, биография Тимура до сих пор совпадает с биографией Чингисхана. Тимур тоже сидел в колодках, также скитался по степи, пытаясь собрать команду и силой своего упорства, добился признания его верховным правителем. Аналогом эмира Хусейна, с которым после совместных походов произошла ссора, у Чингисхана был Джамуха из рода джаджиратов, с которым они вместе разгромили меркитов.
Есть ещё много любопытных совпадений в биографиях обоих полководцев. Так после того, как отряды Тоорил-хана и Темуджина нанесли поражение татарам, правительство чжурчжэней династии Цзинь присвоило степным вождям высокие титулы. Темуджин получил титул «Джаутхури» (комиссар), а Тоорил-хан – Ван (князь), и с этого момента стал называться Ван-ханом. Темуджин, вроде как, стал комиссаром при Ван-хане.
А при Тимуре ханом был Суюргатмыш, а затем его сын Махмуд-хан.
Можно ещё приводить примеры совпадений, но если сделать честный вывод, то надо просто признать, что вся биография Чингисхана списана с биографии Тимура, о котором сохранилось много воспоминаний разных политических деятелей той поры. Но есть у этих полководцев только одно отличие, из-за которого официальная история так усердно держится за факт наличия обоих правителей. Это отличие в том, что Чингисхан и его нукеры разгромили Русь, а Тимур разгромил Турецкую и Золотую Орду и тем, фактически спас Русь от полного разгрома.
А вот кем же были Тимур, он же Чингисхан, мы ответим в следующей статье.