А вы знали, что первые светодиодные лампы, установленные на автомобиль серийно, были в стоп-сигналах? А о том, что середины XX века транспортные средства вообще не обязаны были иметь никаких указателей торможения? А почему на некоторых современных автомобилях задние фонари вдруг начинают мигать? Об этих и других интересных фактах читайте в нашей истории стоп-сигнала .
Подарок паровоза
Считается, что обозначать красными сигналами корму автомобиля начали по аналогии с поездами.
Железнодорожный транспорт бурно развивался во второй половине XIX века, плотность движения увеличивалась и для безопасности на последний вагон днем вешали красный флажок, ночью — красный фонарь.
Некоторое время этих габаритных задних огней автомобилю было достаточно. Обозначать процесс замедления отдельным сигналом не имело никакого смысла — тарахтящая механизированная повозка была заметна издалека, даже в городах машин было крайне мало, скорости смешные, а понятия экстренного торможения не было вовсе.
Таблички, флажки и руки
Изначально автомобили оснащались колодками только на задней оси. Машина замедлялась из рук вон плохо.
Конструкторы считали, что блокировка передних колес обязательно приведет к опрокидыванию автомобиля.
Но оказалось, что передние тормоза гораздо эффективней задних. А в 1910 году появились машины с колодками сразу на всех четырех колесах. Вскоре, однако, выяснилось, что если водитель такого продвинутого автомобиля на оживленной улице города резко нажмет на педаль тормоза, то сразу же услышит характерный звук в области кормы. Да-да, теперь остальные участники движения просто не успевали среагировать!
Пришлось конструкторам оснащать свои детища системами стоп-сигналов. Изначально это были флажки и таблички на задней части автомобиля, поднимающиеся при помощи тросиков из салона. Водителю приходилось сначала дергать специальный рычажок, а уже потом нажимать на тормоз. Нет рычага — маши руками (в Европе сигналом остановки стала поднятая рука, в Америке — опущенная).
Но как быть ночью, когда идущий сзади автомобиль предупредить особенно важно? До вспыхивающей яркой красной лампы, которая зажигалась от кнопки под педалью тормоза додумались лишь в 1925 году. А обязательной такая лампа стала лишь в 1949 году, когда была утверждена Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах.
Первой была «Победа»
В отечественном автомобилестроении внедрение штатных стоп-сигналов задержалось до 1946 года. Первой стала знаменитая ГАЗ-М20 «Победа». У старых моделей ГАЗ-АА, ЗИС-5 и даже Москвича-400 на корме красовался единственный левый габаритный фонарь.
«Победа» могла похвастаться сразу двумя задними габаритами на крыльях, да к тому же в них стояли двухнитевые лампы для сигнализации поворота. Правда, в первых машинах не было реле-прерывателя, поворотники просто горели, а не моргали. Стоп-сигнал же поместили на центральное почетное место в единый блок с подсветкой номерного знака. Этот блок в народе тут же окрестили «птичкой» или «самолетиком».
Третий — не лишний
Позже стоп-сигналы в отечественном автомобилестроении все же стали парными, а о центральном расположении в мире неожиданно вспомнили в восьмидесятых годах XX века.
Исследователи выяснили, что дополнительная красная лампа, расположенная по центру и выше линии основной оптики, сокращает время реакции других водителей. Испытание на таксистах показало снижение количества ДТП.
А еще третий стоп-сигнал остается виден, если основная оптика грязная, неисправная, а также при небольшой дистанции, например в пробке.
В Северной Америке для легковых автомобилей центральный стоп-сигнал стал обязательным в 1986 году. В Австралии и Новой Зеландии с 1990 года, а в Европе (за исключением Ирландии) начиная с 1998 года. Сегодня он обязателен во всем мире.
В США дополнительный стоп-сигнал получил прозвище «свет Лидди», от краткого имени госсекретаря транспорта Элизабет Доул. Именно она продвигала идею дополнительного центрального сигнала в стране.
Эксперименты с Лидди
Конструктивно дополнительный стоп-сигнал может быть одиночной лампой или полосой, установлен под задним стеклом вверху, внизу, на крышке багажника или в заднем спойлере. Должен располагаться по центру, но допускается боковое смещение до 15 см, например на коммерческих фургонах с распашными дверями.
Именно с дополнительного стоп-сигнала начались световые эксперименты автомобилестроителей.
В 1992 году немцы выпустили BMW 3-Series Cabrio с первыми в мире LED-лампами , установленными серийно. Как вы догадались, светодиоды внедрили в дополнительный стоп-сигнал.
Американцы решили пойти другим путем и в 1995 году свет увидел Ford Explorer с неоновой трубкой центрального фонаря. Через три года идея получила развитие на модели Lincoln Continental Mark VIII, но широкого распространения неоновый трубки не получили. Им (совсем как ксенону) требовался мощный и дорогой блок розжига.
Мерцающая опасность
После внедрения среднего фонаря начались исследования с режимами свечения. Ученые выяснили, что если лампа не горит, а интенсивно мигает, то это сильнее привлекает внимание. Так появилась система экстренного торможения — ESS (Emergency Stop Signal). На многих современных автомобилях она включается в случае, если водитель резко бьет по педали тормоза на скорости выше 50 км/ч.
Некоторые любители тюнинга устанавливают мигающие стоп-сигналы самостоятельно ради красоты. Но постоянное мерцание раздражает других участников движения и вообще запрещено правилами и техническим регламентом.
Кто не любит стоп-сигналы?
Зато пилоты «Формулы-1» до сих пор гоняют без стоп-сигналов. Причем, Международная автомобильная федерация (FIA) неоднократно пыталась внедрить красный кормовой указатель торможения в конструкцию болида. Но чиновникам не удалось сломить отчаянное сопротивление спортсменов и владельцев команд.
Пилоты заявляют, что все они и так прекрасно знают, когда соперник начинает торможение и стоп-сигналы никоим образом не увеличат безопасность.
Красный фонарь на корме болидов все же появился. Позже к нему добавился даже зеленый. Но вот к торможению они не имеют никакого отношения. О том, что же означает эта иллюминация в F1 мы расскажем в одной из следующих наших статей, которая будет целиком посвящена автомобильной оптике в гоночных сериях.
Правильный тюнинг
Сегодня многие автолюбители меняют сигнальные лампы на светодиодные. Если вы решили произвести такую замену, учтите, что в стоп-сигналы необходимо устанавливать LED-лампы исключительно красного цвета. Даже если в вашем автомобиле лампа накала под красным колпаком фонаря стояла белая, то диод должен быть только красным.