Повесть "Тимур и его команда" – одно из самых известных произведений Аркадия Гайдара, была закончена 27 августа 1940 года в Клину, а 5 сентября первый отрывок из неё был напечатан в «Пионерской правде». Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио.
Не многие знают, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сценарий к одноименному кинофильму А.Е. Разумного, вышедшему на широкие экраны в январе 1941 года. История создания "Тимура и его команды" начинается в 1938 году - тогда учитель В. Поташов принес на студию "Союздетфильм" свои заметки о школьной жизни. Сценарий поручили написать А. Гайдару. Так родился фильм "Личное дело" - история о мальчике, укравшем микроскоп. Гайдару понравился режиссер А. Разумный, понравились дети - исполнители главных ролей. Аркадий Петрович решил написать сценарий в расчете на тех же ребят, здесь, конечно же, речь идёт о "Тимуре и его команде". Только спустя полгода после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.
Историю про Тимура, мальчика, надолго олицетворившего для советских ребят образ идеального пионера, Гайдар придумал незадолго до войны. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны. Есть такая версия, что своего героя писатель срисовал со скаутов, которые занимались покровительством семей Георгиевских кавалеров, погибших в Первую мировую войну. В нем собраны воедино лучшие качества пионера: высокое чувство любви к Родине, желание помогать людям, простота и одновременно пыл активиста.
14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дункане» (сначала он собирался так назвать Тимура - Аркадий Петрович питал особую любовь к необычным, сказочно-звучным именам), к концу августа он ее заканчивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Советский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следующий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эстонии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.
Первоначально самая знаменитая повесть Гайдара называлась "Дункан и его команда". "Дункан" - фамилия героя, и только так его называют, а не по имени - Володя. Этот отказ от любого обычного имени подростка - Вова, Коля, Саша, - был скрытым отказом от всего контекста "школьных", "пионерских" повестей. В именовании Дункан была очевидная отсылка к переводной классике.
Дункан - имя многих шотландских королей, для русского культурного контекста в первую очередь - имя героя трагедии Шекспира "Макбет "; за ним - историческое лицо, король Дункан I, снискавший, по легенде, любовь подданных своей энергией и справедливостью; это имя спроецировано на наличие серьезного противника у его носителя - вспомните, антагонистом Тимура является "атаман" Михаил Квакин.
Помимо всего прочего, Дункан - это и название яхты, на которой герои романа Жюль Верна "Дети капитана Гранта " отправляются на поиски потерпевшей крушение шхуны и ее капитана. В обоих случаях это имя вызывает в нас ассоциации с благородством и уводит нас как от советского контекста, так и от русской литературной традиции.
Весной 1940 г., во время работы над фильмом по еще не дописанной повести, именование "Дункан" было отвергнуто. В Комитете по кинематографии выразили недоумение, увидев в том западные предательские нотки:
- "Хороший советский мальчик. Пионер. Придумал такую полезную игру и вдруг - "Дункан". Мы посоветовались тут с товарищами - имя вам нужно поменять" (Б.С.Камов. "Обыкновенная биография: Аркадий Гайдар").
Автор тяжело переживал расставание с важным для него именем и никак не мог придумать равноценную замену; вдруг его осенило - Тимур, имя сына. Поиски иного пространства перекинулись с Запада - на Восток, но уже обжитой, "свой"; в новом имени, помимо необходимой инаковости, нерусскости (в тот момент равной несоветскости) оставалась нужная элитарность, царственность.
С именованием "Дункан" исчезла ориентация на переводную классику - конечно, лишь частично: в повести осталась связь с сюжетом "Приключений Гекльберри Финна " - реальные добрые дела совершаются в игровой, ритуализованной форме. И освободилось пространство для всплывающих со дна детских, глубинных, осевших в подсознании впечатлений от чтения русской классики.
Что касается главного героя «Тимура и команды», этот образ собирательный. Хотя многие склоняются к мнению, что прототипом вожака отряда стал сам писатель. Аркадий Гайдар, будучи мальчишкой, был командиром Красной Армии.
#аркадий гайдар
#тимур и его команда
#литературоведение
#детская литература
#история создания
#повесть