Найти тему
Записки Зануды

Обзор маршрутов: 108 и 109д

Микрорайон "Южный Город" появился на карте Самарской области в 2013 году. Изначально микрорайон позиционировался как "Новый район Самары", однако частью Самары он так и не стал. В настоящее время "Южный Город" расположен в Волжском районе сразу в двух населённых пунктах - в посёлке Придорожный (сельское поселение Лопатино) и в селе Николаевка (сельское поселение Черноречье).

ЮГ-1: Николаевский проспект и улица Преображенская. Фото ДК "Древо"
ЮГ-1: Николаевский проспект и улица Преображенская. Фото ДК "Древо"

Сразу же возникла необходимость обеспечения жителей "Южного Города" общественным транспортом. Единственным маршрутом, доступным первым жителям ЮГ, был пригородный маршрут № 429, остановки которого находились на Южном шоссе рядом с посёлком Яицкий. Добираться до остановки приходилось мимо складов на улице Каширской, а сами микроавтобусы по утрам были заполнены пассажирами, едущими из Новокуйбышевска.

Чуть позже появился первый автобусный маршрут, следующий от Спортивной аллеи до автостанции "Аврора". Официально этот маршрут был заказным и не имел номера. Через некоторое время были введены маршруты № 141 (Южный Город - автовокзал "Центральный") и № 109 (Южный Город - Пригородный автовокзал), а также маршрут № 109к (Южный Город - ул. Грозненская).

Автобусный маршрут №461. Фото https://progorodsamara.ru
Автобусный маршрут №461. Фото https://progorodsamara.ru

22 июня 2015 года был запущен автобусный маршрут №461 и... пожалуй, это был один из самых странных маршрутов, когда-либо существовавших в Самаре. Автобусы ПАЗ курсировали от Николаевского проспекта через Песчаную Глинку, Чёрновские дачи, Кировский мост, площадь Кирова, 15-й микрорайон, ТЦ "Московский", Мехзавод аж до Крутых Ключей. Маршрут этот просуществовал недолго. Более того, этот маршрут не значился в реестре. Согласовать такой маршрут не представлялось возможным, ведь Кировский мост на тот момент ещё не был официально введён в эксплуатацию. Кстати, номер маршрута был слишком сильно похож на госномер одного из работавших на маршруте ПАЗиков. Совпадение?

В 2017 году были сданы первые кварталы на противоположной стороне Южного шоссе - так называемый Южный Город-2. Для жителей этих кварталов трасса маршрута №141 была изменена: при движении в город автобусы разворачивались на кольце Южного шоссе и улицы Утёвской, а затем заезжали к улице Эльдара Рязанова. Если пассажиры следовали из города в ЮГ-2, то им необходимо было выйти на остановке "Спорткомплекс "Южный" и, сохраняя билет, пересесть на 141 на противоположной стороне Николаевского проспекта. Позднее был введён маршрут №401, следующий прямо по Южному шоссе без заезда на Николаевский проспект. При этом для маршрута №141 разворот на кольце сохранился, т.к. на Южном шоссе установлен отбойник, и с Николаевского проспекта можно повернуть только направо.

Автобусный маршрут №401. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"
Автобусный маршрут №401. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"

Ещё одним недолго просуществовавшим маршрутом стал маршрут №180. (Не путать с дачным маршрутом №180!) Микроавтобусы ходили от ЮГ-2 до Волгаря, но не коротким (и логичным) путём по Утёвской, а через Преображенку, кладбище "Южное" и Стромилово. Идея объять необъятное с треском провалилась. Возможно, помешало начавшееся строительство развязок на Стошке, а возможно, такой маршрут никому нафиг не нужен.

Автобусный маршрут №180. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"
Автобусный маршрут №180. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"

Итак, самым востребованным маршрутом был и остаётся маршрут №141, а вот его "ровесник", маршрут №109, на какое-то время был даже отменён в связи с отсутствием пассажиропотока. Сейчас рейсы до Пригородного автовокзала выполняются лишь несколько раз в день по будням микроавтобусами, переходящими с маршрута № 109к. Что же не так со 109? Разберём всё по полочкам и сравним 109 с конкурентом от ТТУ - электробусом.

Электробус "Витовт" на маршруте №108. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"
Электробус "Витовт" на маршруте №108. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"
Автобусный маршрут №109Д. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"
Автобусный маршрут №109Д. Фото из вК-паблика "САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА"

Первые новости о том, что между Южным Городом и Самарой наладят движение электробусов, появились ещё в конце 2019 года. Тогда, на встрече с жителями микрорайона, Александр Хинштейн заверил жителей ЮГ-2, что электробус совершенно точно будет ходить до улицы Дмитрия Донского. И вот, прошло несколько месяцев, и 18 марта 2020 года электробус был торжественно запущен... до спорткомплекса "Южный". Увы, технических возможностей электробуса хватило только на ЮГ-1. Заявленная производителем дальность маршрута - 20 км. Расстояние от Губернского рынка до спорткомплекса "Южный" - чуть больше 19 км.

Электробус швейцарско-белорусского производства прибыл в Самару на опытную эксплуатацию, но длится она уже больше года. Сперва договор на тест-драйв был продлён в июне 2020, но уже через несколько дней электробус отправился на ремонт. Затем отправился ещё раз на ремонт в августе и простоял в депо до конца сентября. 21 сентября 2020 электробус вновь вернулся на линию, но курсировал только до 30 сентября. В октябре 2020 договор опытной эксплуатации был продлён до конца месяца, в ноябре - до декабря, в декабре - до февраля, в марте - до конца апреля... Крайним сроком опытной эксплуатации сейчас является дата 28 апреля 2021 года, однако в депо электробус может отправиться и раньше, если вновь сломается или же выйдет из строя одна из двух зарядных станций. К сожалению, поломки происходят с завидной регулярностью, а заменить электробус нечем. В ведении ТТУ находятся несколько автобусов НефАЗ, доставшихся в наследство от "Пассажиравтотранса", но, во-первых, эти автобусы эксплуатируются на маршруте №6а (автобусный маршрут, замещающий троллейбусный №6), а во-вторых, эти автобусы уже давно отработали свой ресурс и по большей части являются донорами запчастей для тех машин, что ещё хоть как-то удалось восстановить и поставить на маршрут. Судьба "Витовта" после 28 апреля пока остаётся неизвестной, но нужен ли Южному Городу вообще электробус?

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 №220-ФЗ, автобусные маршруты подразделяются на муниципальные и межмуниципальные. Таким образом, в Южный Город нельзя завернуть ни 66, ни 76, ни какой-либо другой маршрут "Самараавтогаза", т.к. эти маршруты являются муниципальными и не могут выходить за границы Самары. Да, 76 маршрут заезжает к 21 и 22 кварталам "Южного Города", но делает он это вынужденно и не совсем законно. В "Южный Город" из Самары могут быть запущены только межмуниципальные маршруты. Льготный муниципальный маршрут может быть запущен, например, от Николаевского проспекта до Лопатино при условии, что его трасса будет проходить только по территории Волжского района.

На основании вышеупомянутого федерального закона, на маршруте №108 нет льгот. При этом проезд можно оплатить банковской картой за 32 рубля. В микроавтобусах 109 маршрута стоимость проезда - 45 рублей, при этом условия перевозок вряд ли можно назвать комфортными. Единственное различие трасс маршрутов 108 и 109 состоит лишь в том, что 109 начинает движение от детского сада "Волжская жемчужина" (эта часть "Южного Города" расположена уже в Николаевке).

Трасса обоих маршрутов дублирует ещё один маршрут - троллейбусный маршрут №6. От Губернского рынка до совхоза "Волгарь" и 108, и 109 едут под проводами. Здесь, на мой взгляд, оптимальнее всего было бы обслуживать маршрут троллейбусами с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Это своего рода гибрид троллейбуса и электробуса, главной особенностью которого является возможность подзарядки аккумуляторов прямо от контактной сети троллейбуса. Такие машины делает, например, АО "Транс-Альфа", их троллейбусы-электробусы сейчас успешно эксплуатируются в Санкт-Петербурге.

Троллейбус-электробус "Авангард". Фото https://www.trans-alfa.ru/
Троллейбус-электробус "Авангард". Фото https://www.trans-alfa.ru/

Заявленная дальность автономного хода "Авангарда" - до 20 км. Как и у минского "Витовта". Но если учесть, что от Губернского рынка до Волгаря "Авангард" будет запитан от троллейбусных проводов, то, думаю, автономного хода вполне должно хватить на "беспроводной" участок маршрута №109 от улицы Казачьей до улицы Головкина. А если ещё повесить контактную сеть на улице Утёвской и Николаевском проспекте...

Ни у маршрута №108, ни у 109 нет информации о расписании на остановочных пунктах. К счастью, эта информация есть в Яндекс.Картах и в паблике САМАРСКИЙ ТРАНСПОРТ | ТРАНСПОРТ ЮЖНОГО ГОРОДА (https://vk.com/tr_yug_gorod). Расписания мягко говоря не радуют. Я живу в ЮГ-1 с осени 2017 года. Как вы думаете, сколько раз я ездил на "длинном" 109? До вчерашнего дня - ни разу.

Итак, будний день. Несмотря на межпиковое время, в салоне электробуса довольно много народа. Кто-то выходит на Кряже (здесь электробус дублирует 109к, но согласитесь - ехать в низкопольном транспорте большой вместимости гораздо приятнее, чем ехать сдавленным со всех сторон в "Транзите" или "Нексте"), кто-то едет до площади Революции... При этом у электробуса есть сменяемость - пассажиры не только выходят, но и заходят! Заходят на площади Революции. Как правило, с недоумением, переспрашивая у кондуктора (да, он тут есть!), что это за маршрут такой. Приходится отвечать: "Ну, это как "шестёрка", только от Южного Города". Дальше Некрасовской народу в салоне становится всё меньше и меньше, но кому-то нужно и до Ульяновской.

Обратно я уже ехал на "длинном" 109. Первый вопрос, возникающий в голове: "А где же остановка?!" Пожалуй, о пригородном автовокзале Самары можно сделать отдельный обзор. К сожалению, торговый центр "Самарочка", правопреемник пригородного автовокзала, был снесён ещё в двухтысячных, и теперь автовокзал - это лишь посадочная площадка возле киосков с шаурмой. Мне совершенно непонятна позиция господина Шаповалова - отжать территорию и не вкладывать в неё ни рубля. В результате мы имеем снесённый стадион "Буревестник", мёртвый ТЦ "Юность", умирающий ЦУМ "Самара", полуразложившийся Дом Печати...

Где-то между киоском с шаурмой и кабинкой биотуалета стоит он, "Форд Транзит" с табличкой... 109к??? Да, водители не утруждают себя заменой маршрутоуказателей - о том, что микроавтобус следует по длинной трассе, свидетельствует лишь жёлтая табличка на лобовом стекле. Больше информации о маршруте нет никакой - ни внутри, ни снаружи. Расписания 109д в салоне тоже нет, как нет здесь и случайных пассажиров. Только те, кто выучил расписание маршрута наизусть.

Стоимость проезда - 45 рублей. Но вы об этом узнаете только тогда, когда водитель попросит вас доплатить лишнюю десятку. Никаких терминалов, только наличка. Максимум - перевод на "Сбербанк Онлайн", если договоритесь с водителем.

Уже на ПАВ микроавтобус заполняется не только по сидячим, но и по стоячим. Социальная дистанция? Не, не слышали. Билеты водитель не выдаёт, а значит, никакого контроля количества пассажиров нет и быть не может. Говорить об отсутствии пассажиропотока в таких условиях невозможно. Какие цифры передаются "наверх", мы никогда не узнаем.

Главная особенность и главная проблема маршрута состоит в том, что практически все вошедшие едут до "Южного Города". Сменяемости, в отличие от электробуса, здесь нет. Кому нужно до совхоза "Волгарь", поедут на 6а. До Кряжа поедут на 48д или 177, тем более, стоимость проезда на этих маршрутах ниже - на 48д можно доехать всего за 30 рублей. На площади Революции в салон влезают те, кто может туда влезть - здесь вам придётся поработать локтями. На Кряже ни входящих, ни выходящих нет - как я уже говорил, от ЦУМа тут есть 6а/48д/177, а от Южного Города - 76 и 109к. Выходить народ начинает лишь на Преображенской, и если вы сидите/стоите в задней части салона, вылезти на остановке у школы будет не так-то просто.

Маршрут 109д - маршрут пиковый. По сути, он нужен лишь для того, чтобы привезти людей на работу утром и забрать людей с работы вечером. При этом, последний рейс от ЦУМ "Самара" лишь в 18:30. А если человек работает до 18:00 и может не успеть доехать за полчаса до ЦУМ? На мой взгляд, здесь нужен ещё один рейс - в 19:00. Тем более, ближайший рейс электробуса от Губернского рынка - только в 20:10.

Куда пассажир 109 маршрута может доехать от ЦУМ "Самара"? Взглянем на Яндекс.Карты. Большая часть маршрутов проходит и через автовокзал "Центральный" - это автобусы №№ 1, 22, 37, 67, маршрутки №№ 4, 126с/ю, 410а, а также троллейбусы №№ 4, 12, 15, 17, 20. Эти маршруты отметаем, т.к. тут проще воспользоваться маршрутом №141. Автобусный маршрут №5д - тут пересадка возможна, но проще её сделать на остановке "Хлебозавод №3". Автобусный маршрут №50 - пересадка вполне возможна, на этом маршруте пассажир может доехать и до Полевой, и до станции метро "Алабинская", и до Барбошиной Поляны, и даже до Красной Глинки (представим, что есть и такие пассажиры). Маршрутка №99 стыкуется со 141 на Авроре/Гагарина, её тоже отметаем. 205 и 295 стыкуются возле ТЦ "Аврора Молл". Троллейбус №16 - как вариант, тем более, этот маршрут проходит через социально-педагогический университет, но пересадку здесь выгоднее сделать на Хлебной площади. Таким образом, маршрут №109д выгоден только тем, кто работает/учится в районе Хлебной площади, Троицкого или Губернского рынка. В выходные дни, особенно летом, на электробусе 108 маршрута можно доехать ещё до Ленинградской и Струковского сада - 109д там не ходит, к тому же, у него нет рейсов по выходным.

Как можно улучшить маршрут. На мой взгляд, ответы на поверхности.

1. Признать, что электробус марки "Витовт" нам не нужен. И одновременно признать, что не нужен и 109д в том виде, в котором существует сейчас. А нужен либо автобус большой вместимости (ну или хотя бы Вектор Некст с низкопольной задней площадкой), либо троллейбус с динамической подзарядкой. Вместо двух маршрутов можно сделать один, при этом его трасса по городу должна быть как у 108 - тогда мы захватываем Ленинградскую, набережную и Струковский сад. После ввода в эксплуатацию Фрунзенского (ну или Самарского) моста трассу можно перенести на улицу Фрунзе и улицу Льва Толстого - у нас пропадает связь с Хлебной площадью и Троицким рынком, но остаётся связь с площадью Революции (хоть и не прямая), а также с улицей Ленинградской, при этом появляется связь с филармонией и театром кукол.

2. Повесить уже наконец расписание на остановочных пунктах. Это несложно, хоть и придётся согласовать это с владельцами павильонов. И я говорю сейчас не о всяких модных "Прибывалках" - для начала сойдет и ламинированный листок А4. Но такая информация должна быть.

3. Сделать рейсы по выходным. Хотя бы летом. Как оказалось, это актуально - своими глазами видел семьи, ездящие от ЮГа на пляж на электробусе. И тут ещё один аргумент в пользу вместимости - представьте себе семью из трёх человек с пляжными принадлежностями (надувными кругами и матрасами), пытающуюся влезть в "Форд Транзит". Лично я в такой ситуации предпочёл бы такси или каршеринг.

P.S. В настоящее время областной минтранс вместе со специалистами из "РосДорНИИ" разрабатывает новую схему маршрутов. Изменения затронут и городские, и пригородные маршруты. Остаётся лишь надеяться, что "Южный Город" ожидают перемены к лучшему. (Ну или хотя бы дадут денег на покупку этого несчастного "Витовта")