Архип Иванович Куинджи – Лунная ночь на Днепре
1880
Из воспоминаний художника Александра Рылова ,любимого ученика Архипа Ивановича Куинджи ;
Командир батальона Новиков ,разрешил мне держать вступительные экзамены в Академию художеств, на это время освободив от ротных занятий .Во время экзаменов в зал вошло несколько знаменитостей .Менделеев известный химик-он был членом академии художеств ,профессор живописи Маковский , и наконец показался коренастый, невысокого роста,,плечистый с высокой грудью и орлиным носом Куинджи.Я увидел таинственного художника ,
А.Куинджи
С его картинами ,я познакомился ранее в Третьяковской галерее
Березовая роща.
Какая странная композиция , какая упрощенность формы и красок. Краски сочные ,душистые ,словно пропитаны березовым соком. Как смело художник обрезал рамы ,стволы берез на верху
После дождя
Дальше опять ,сочные зеленые краски на фоне темной тучи в картине " После дождя "
" Север "
Затем одинокая сосна на севере диком, лесные дали уходят в бесконечность.Во всех этих произведениях ощущается великий творческий дух ,чувствуется вдохновенный певец природы
Архип Иванович Куинджи ,родился в предместье города Мариуполя, в семье сапожника ,носившего фамилию Еменеджи ,род их греческого происхождения,но живя в Крыму ,они освоили татарский язык.Кстати еменджи -по татарски сапожник ,Куинджи -золотых дел мастер.Такова была профессия деда Архипа Ивановича.
20 летний черноглазый и чернокудрый Архип приехал в Петербург,учиться живописи, в первое время зарабатывал на хлеб зарабатывая фотографом .Куинджи пытался держать экзамен в академию художеств ,но провалился ,на следующий год снова пошел на экзамен и опять не удача.Как не тяжела была эта неудача ,он не потерял веры в свой талант и не опустил руки.
Куинджи написал картину татарские сакли в Крыму при лунном освещении
" Сумерки "
За эту картину в академии ему присудили звание ни классного художника, Архип отказался от этого звания и взамен просил принять его в академию учеником.Просьба его была уважена ,его новую картину " Вид на острове Валааме " академия отправила на выставку в Вену ,потом ее приобрел Третьяков
" На острове Валаам"
В 1878 году " Вид на острове Валааме " и только что написанная " Украинская ночь "
" Украинская ночь "
Были экспонированы в русском отделе Парижской выставки, они получили хорошие отзывы в заграничной печати ,особенно " Украинская ночь ". Эффект лунного света на деревьях и белых мазанках производил чарующее впечатление.
Картины Архипа Куинджи ,ярко выделялись на передвижной выставке ,вызывали большой интерес у публики и критики . Куинджи был новатором ,затмивший своим успехом и талантом ,товарищей пейзажистов . Склонных очень сурово критиковать его картины .
Восход солнца
" Солнечный свет в парке "
Да фокусничество все это, славу раздули .Освещение ,освещением ,а рисунок видели ? Наивный ,детский рисуночек ,то .Надо было и над деталями поработать , а тут у нас видите ли умения не хватило, да и где ему бывшему гусятнику. Образования то никакого.
Днепр утром
Крамской писал ; Куинджи интересен,нов, оригинален .Этого пейзажиста не понимают ,но публика за то отметила
Березовая роща
Крыши зима.
Архип Иванович чувствовал ,что ему стоит выставлять свои картины одному ,самостоятельно . И он выходит из товарищества передвижных выставок и в 1880 г имеет смелость ,выставить один свой пейзаж " Лунная ночь на Днепре ". Риск был большой ,ведь это не захватывающий исторический сюжет,вроде Брюлловской " Гибели Помпеи", это была большая дерзость .Однако слухи о необычной картине , пошли еще до открытия выставки .Когда же " Лунная ночь на Днепре " была выставлена на Морской, весь Петербург целый день осаждал выставку .Экипажи стояли от подьезда до самого Невского и заворачивали за угол по Невскому до улицы Гоголя .
Крамской писал Репину ,картина эта невиданная еще никогда могущество красок,впечатление от нее решительно волшебное,Это не картина ,а сама природа .Луна это действительно луна ,она действительно светит. Река,это настоящая река ,она действительно светится и блестит .Вы видите эту рябь ,вы почти угадываете куда в какую сторону несет свои воды Днепр.Тень,полутень,огни ,воздух ,чуть заметный пар , Это все передано так ,что удивляешься ,как могли краски передать такой пейзаж. Такой картины нет в целом мире
Выставка Кунджи была триумфом ,моего любимого учителя и художника ,заканчивает свои воспоминания Александр Рылов .
Тут во мнениях его таланта сошлись и журналисты и литераторы , и профессора академии живописи и ученые и поэты .Всех очаровала картина и все выразили ,каждый по своему чувства , и все подняли бокалы в честь Куинджи.