Эксцентричные исполнители лично мне всегда нравились. Музыканты, которые идут вразрез с правилами шоу-бизнеса - это интересно. Но иногда бывают переборы. Когда группа старается удивить, а получается... немузыкальный шум. Вот у "Фэмили" это частенько бывало. При том что группа-то отличая. Да вы сами послушайте два их альбома, которые считаются лучшими.
Family - A Song For Me, 1970
Сверхэксцентричный, рваный и шумный первый номер, где группа играется с разными ритмическими размерами, задает тон всему альбому. Звук на нем лучше, чем на предыдущем, но ребята по-прежнему не заморачиваются по этому поводу. Явное влияние группы Traffic, по крайней мере, что касается различных духовых инструментов.
Они вроде бы играют фолк-рок, но при этом ударяются в хэви. Переходы от фолка к хэви мгновенные. Вот играли акустическая гитара и флейта – хлоп! – в следующее мгновение группа начинает безумно бузить. Что это? Прог-рок? Кажется, они пытаются сделать то, что уже великолепно сделали «Джетро Талл».
Периодически в альбоме попадаются хорошие, спокойные песни (в основном, акустические). Например, вторым номером идет отличная баллада Some Poor Soul. К хорошим песням можно добавить Song for Sinking Lovers (она тоже акустическая).
В Stop for the Traffic (ну да, вот и Traffic!) голоса почти не слышно, зато соло-гитара забивает все остальные инструменты. В Wheels такое ощущение, будто музыканты не замечают дисгармонии между ритм- и соло-гитарой. В финале длинный и грязный хардроковый номер со скрипкой. Издевательство? Или прог-рок?
Family – Anyway, 1970
Ей богу, Роджер Чэпмен на этой записи напомнил мне Пана – древнегреческого бога, получеловека-полукозла, любителя экстатической пляски, экстатической музыки, вина и девок.
Первая сторона альбома - далеко не лучшая по качеству концертная запись. Композиции неровные, в них совмещаются не самые совместимые вещи: ксилофон и жесткий хард-рок. Это эксцентрика, понимаю... Надо было поражать... понимаю... Но сейчас слушается уже диковато.
Мне кажется, если бы «Фэмили» отбросили всю хардроковую и хэви мишуру и оставили спокойные фолковые моменты, цены бы им не было! Ведь как хороша слегка приджазованная композиция Willow Tree! Хорошая светлая музыка, скрипочка играет… Чэпмен козлит… Да и фолковая Holding the Compass весьма симпатична. Плюс заглавная вещица с психоделическими барабанами.
А вторая сторона диска, по-моему, вся отличная. Тут находится лучшая, на мой взгляд, песня «Фэмили» - Lives and Ladies. Я всегда получал кайф от повторяющегося здесь проигрыша с гитарным соло. Хорошая песня Normans. Всё это фолк-рок, правда, в "прогрессивном" варианте… Хороши остальные три песни. Вот тут они поймали стиль, музыку, аранжировки и всё остальное.
Family - Old Songs New Songs, 1971
Вообще-то это «зэбэст» группы за первые четыре альбома. Песни с синглов. Но старые песни тут ничем не отличаются от альбомных версий.
А новых тут всего две песни: Good Friend of Mine и No Mule's Fool. Обе отличаются на фоне шумного и крикливого материала гармоничностью и мелодичностью.
Альбом символизирует прощание группы с эксцентричным периодом и переход к «более нормальному» и артроковому.
Бонус на посошок
А после эксцентричности поставим-ка композицию 1995 года нашей собственной группы, которая тогда носила название "Одно время". Песня и мрачной реке, уносящей в потусторонний мир.