Найти тему
Газета «Новгород»

Концерт классики: где лучше сидеть в зале?

Рахманиновские дни – одно из главных культурных событий Великого Новгорода. В этом году они приурочены к 160-летию учителя С. В. Рахманинова, композитора и пианиста Антония Аренского, который родился в нашем городе.

Каждый год Центр музыкальной культуры имени С. В. Рахманинова предлагает слушателям самые изысканные музыкальные угощения. «Только лучшее, натуральное, со знаком качества», – уверяет руководитель Центра, организатор и ведущая концертов, музыковед Татьяна Берфорд.

На этот раз в «меню» Рахманиновских дней вошли четыре концерта.
14 марта фестиваль открылся выступ­лением профессора Санкт-Петербургской консерватории, виолончелиста Дмитрия Еремина и преподавателя Средней специальной музыкальной школы этой же консерватории, пиа­нистки Анны Рычковой. Наряду с известными произведениями вио­лончельной классики прозвучали редко исполняемые сочинения для виолончели и фортепиано, среди которых – соната французского вио­лончелиста и композитора XX века Поля Тортелье «Буцефал» на сюжет из Плутарха. Исполнение этой непростой для восприятия музыки вызвало огромный энтузиазм слушателей, а музыканты признались, что даже в их родном Петербурге сонату Тортелье не встречали с таким пониманием и восторгом.

28 марта перед новгородскими слушателями выступили ученики Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Пятерых талантливых молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов, привез к нам Фонд поддержки искусств «Арт-Линия».

Благотворительный концерт под названием «Аренский плюс», который можно было посетить бесплатно, стал настоящим музыкальным подарком для ценителей классической музыки благодаря высокому уровню игры ребят и разнообразию музыкальных инструментов. София Душина и Антонина Дорогова (фортепиано), Елизавета Малышева (скрипка), Ксения Корсун (виолончель) и Игорь Смалий (кларнет) играли соло и в ансамбле.

Программа концерта включала произведения русских и западноевропейских композиторов – современников Аренского и Рахманинова (П. Чайковского, А. Лядова, А. Ильинского, Н. Гаде, А. Вьетана, И. Брамса, М. Мошковского и др.). Этот звучащий «слоеный торт» дал возможность слушателям почувствовать изысканный вкус музыкального серебряного века. Кларнет, по словам Татьяны Валерьевны, на новгородской сцене звучит очень редко. Видимо, поэтому во время исполнения 14-летним Игорем Смалием первой пьесы («Вокализ» Рахманинова) слушатели поначалу словно присматривались к этому инструменту. Однако после блестяще исполненных юным кларнетистом виртуозной пьесы «Бабочка» А. Ильинского и технически сложной Фантазии А. Басси на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто» зал взорвался овациями и криками «браво!».

Наряду с молодыми дарованиями нынешние Рахманиновские дни предложат слушателям настоящий эксклюзив. Гвоздем программы станет концерт всемирно известного пианиста, лауреата I премии XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского Дмитрия Маслеева, который состоится 4 апреля.

– Это уникальный исполнитель, буквально золотой музыкант, в том числе и по количеству побед на международных конкурсах самого высокого ранга. Ввиду своей востребованности в Европе и мире он, возможно, больше к нам никогда не приедет, – рассказывает Татьяна Берфорд. – Программа концерта Дмитрия Маслеева также впечатляет: он буквально столкнет в одном вечере двух столь разных композиторов-современников, как Рахманинов и Шостакович. Удастся ли соединить несоединимое – вот настоящая интрига для ценителей классической музыки! Ничего подобного у нас в городе еще не было.

Заключительную точку или, точнее, восклицательный знак в Весенних Рахманиновских днях 25 апреля поставит дуэт петербургских аккордео­нистов Double Expression. Нашими гостями станут лауреаты десяти самых престижных конкурсов во Франции, Португалии, Бельгии, Италии и Китае Евгения Чиркова и Артем Малхасьян. Артем к тому же на сегодняшний день имеет титул чемпиона мира среди баянистов и аккордеонистов. Интересно, как в переложении для двух аккордеонов прозвучат фуга на тему украинской народной песни «Журавель» Аренского или «Пляска смерти» Сен-Санса? Узнаем 25 апреля, – улыбается Татьяна Валерьевна.

Мы спросили у Татьяны Берфорд, как Центру музыкальной культуры удается заманить таких звезд в Великий Новгород, ведь на большие гонорары здесь рассчитывать не приходится. Оказывается, для музыкантов такого уровня деньги не главное, они признаются, что для них большая честь выступить на родине Рахманинова. Так что нам, новгородцам, негоже встречать мировых звезд полупустыми залами, тем более что ковидные ограничения уже не такие строгие. К тому же слушание классической музыки, особенно в живом звучании, развивает интеллект, эмоциональную сферу и, сверх того, чрезвычайно полезно для здоровья.

Напоследок Татьяна Валерьевна поделилась маленькой хитростью.
В каком месте зрительного зала центра «Диалог» лучше всего слышно и видно? Самый лучший звук обычно не в первых рядах, а где-то от середины зала и далее. Если вы хотите еще и видеть, как играет пианист, то садитесь чуть левее середины: процесс исполнения у настоящих артистов весьма эмоциональный, что без сомнения передается и зрителю. Если же вы настоящий гурман звука, садитесь правее рояля – тогда вы будете слышать все тончайшие оттенки исполнения.

Анна Громова
Анна ЩЕЛКАНОВА /фото/