Речь пойдёт о нашумевшем сериале "Топи", снятым по сценарию Дмитрия Глуховского. Трактовки, знаки, символы. Есть над чем подумать.
Много мыслей, догадок, объяснений, все они имеют место быть, все они прекрасно дополняют друг друга. "Топи" - несомненно, постмодерн, как с литературной, так и с кинематографической точки зрения. Здесь вам и "магический реализм" (коррелирующие фантастическое и реалистическое начало, временная дезориентация, использование снов, мифов, сказок), и "интертекстуальность" (отсылки к ранее написанным произведениям), и "фрагментация" (совокупность элементов повествования, мастерски разбросанная автором на протяжении всего повествования), ну и наконец, "смерть автора", приёмом которого, Глуховский, по моему мнению, тоже не пренебрёг.
Концепция "смерти автора", описанная Р. Бартом в своём одноимённом эссе, звучит так:
Суть этой концепции заключается в идее автономного существования текста, в его независимости от личности автора. По Барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя. То есть в рамках триады автор-текст-читатель главенствующая роль отводится читателю, так как именно благодаря ему текст «оживляется». Причем эта концепция снимает такие вопросы, как «что хотел сказать автор», «в чем главная идея произведения» и т. п., потому что читатель имеет дело с текстом, а не с автором. Отныне читатель волен интерпретировать любое произведение так, как ему заблагорассудится.
Сразу же вспоминается сцена за общим столом, где мы видим и самого Глуховского, который доказывает своим появлением, что он среди нас, среди зрителей и героев одновременно, его границы размыты, [писатель перестал быть мерилом нравственности, утратил функции пророка и судьи], по Барту.
Из этого следует, что все наши домыслы и трактовки определённо имеют право на жизнь. Такие произведения живут годами, десятилетиями. Это совершенно справедливо, ведь только с помощью этих механизмов работает великий и могучий постмодерн. Не удивительно почему Глуховскому близка поэтика Кафки, Борхеса, Кортасара, Маркеса, Виана. Не случайный списочек! Вам не кажется?
Помните "Игру в классики" Кортасара? "Жизнь - это топтание в кругу, центр которого повсюду, а окружность - нигде". Ничего не напоминает?
Можно ещё поговорить относительно аллюзий на современную Россию, коих в сериале немало. Но это уже совсем другая история.