Чрезмерно устойчивое, и в то же время одно из самых не эффективных, и не побоюсь этого слова, разрушительных устремлений человека.
Берущее свое начало из незащищенности и отсутствии чувства опоры, выполняющее преимущественно компенсационную функцию личности, иногда может принимать крайне вредное выражение.
Всё дело в том, что удержание посредством контроля нельзя рассматривать без противоположного свойства, - умения отпускать.
"Удерживание и отпускание" , как наиважнейшие составляющие переживания нашего опыта, способов поведения, и неосознаваемых внутренних состояний формируются у ребёнка на так называемой стадии "Автономия против стыда и сомнения".
Приблизительно от 1,5 до 3-х лет, когда дети овладевают навыками гигиены, и начинают знакомится с миром в предметно-содержательном плане.
В аспекте эпигенеза эта стадия представляет собой арену для экспериментирования с первичными социальными проявлениями(модальностями).
Соответственно зарождающиеся психологические конфликты могут привести либо к враждебным, либо к доброжелательным выражениям.
В связи с этим удерживание в дальнейшем может стать разрушительным и жестоким ограничением, а при благоприятном развитии событий принимать характер заботы(обладать и беречь).
В свою очередь и отпускание может становится разрушительным, враждебным, высвобождением деструктивных сил или проявляться в расслаблении.
То какой характер приобретёт умение "удерживать и отпускать" в дальнейшем, главным образом зависит от осуществляемого внешнего контроля, посланий родителей и значимых лиц.
Важно, чтобы послания непременно и твёрдо убеждали ребёнка в действенности его собственных сил и возможностей. Малышу необходимо понимать, что его страстному желанию обладать выбором, присваивать, и отдавать ничего не угрожает!
А твёрдость внешней поддержки должна быть направлена на защиту ребёнка от его собственной анархии на этом этапе, его неспособности различать, когда удерживать, а когда отпускать вовремя.
Необходимо, чтобы поощрение детей твёрдо "стоять на своих ногах" одновременно оберегало их от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и сомнения.
При отказе, либо в неумело направляемом опыте свободы выбора, при отсутствии первоначально доверительных отношений, маленький человек "направляет" на самого себя всю способность различать и действовать, развивая не по годам ТРЕБОВАТЕЛЬНУЮ совесть.
Вместо овладевания предметами в ходе их исследования посредством удерживания и отпускания(целенаправленного повторения), ребёнок окажется преследуемым собственной тягой к ПОВТОРЕНИЮ.
Впоследствии он будет добиваться ВЛИЯНИЯ путем упорного и мельчайшего КОНТРОЛЯ там, где можно добиться крупномасштабного СОВМЕСТНОГО регулирования.
Так выглядит инфантильная модель КОМПУЛЬСИВНОГО невроза.
Весьма популярная ныне фраза "Иллюзия контроля" именно об этом.
Хотя мне ближе фраза Э. Эриксона о "Ложной победе", по той причине, что используемым психологическими защитами в этом случае чаще всего являются ОТРИЦАНИЕ, ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, и ВЫСОКОМЕРИЕ ВСТРОЕННЫЕ преимущественно на САМООБМАНЕ.
Касаемо чрезмерного пристыживания детей сказать можно следующее;
Установки подобного рода ни в коем случае не приводят к правильному поведению, а рождают тщательно скрываемое желание "выкрутиться", если конечно, чрезмерность стыда не заканчивается вызывающим БЕССТЫДСТВОМ.
Исход вышеозначенной стадии во многом зависит от соотношения ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ, СОТРУДНИЧЕСТВА и СВОЕВОЛИЯ, СВОБОДЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ и её ПОДАВЛЕНИЯ.
Свобода распоряжаться собой или Здоровая раскованность, без утраты самоуважения рождается из чувства адекватного самоконтроля. Оттуда же берет начало ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ и моральная ГОРДОСТЬ своими достижениями.
Из ощущения УТРАТЫ свободы распоряжаться собой и переживания чужого СВЕРХКОНТРОЛЯ происходит устойчивая склонность к сомнению и избыточному СТЫДУ.
Берегите себя и близких))
Стремление контролировать.
3 минуты
7 прочтений
1 апреля 2021