Считается, что каждая сцена в вашем сценарии должна делать одну из двух вещей – раскрывать характер или продвигать сюжет. В идеале сценаристы должны стремиться сделать и то, и другое, чтобы улучшить свои сценарии.
Есть ряд ключевых сцен, описанных в этой статье, которые дают как авторам, так и зрителям значительное представление о персонажах. Эти сцены, раскрывающие характер, могут быть вербальными или невербальными. Они определяются решениями, которые принимают персонажи, и последующими действиями, которые они совершают.
В этих сценах должна быть последовательность, чтобы зрители могли построить каждый слой личности персонажа. Однако всегда есть место для одного или двух сюрпризов, чтобы дать персонажу дополнительный слой.
Давайте рассмотрим основные типы этих сцен:
1) У персонажа проблема
Авторы могут начать с того, что зададут несколько вопросов, чтобы показать мыслительный процесс своего персонажа.
Подумайте, какие действия (или бездействия) совершают ваши персонажи. Как они приходят к такому выбору? Они мучительно медлительны и хирургически исследуют каждую возможность, или же действуют импульсивно, а часто и безрассудно. Являются ли они активными или реактивными в своём выборе?
В качестве примера можно привести сценарий, в котором женщина (назовем её Марси) приходит домой поздно вечером в пятницу с вечеринки и замечает, что её входная дверь слегка приоткрыта. Что делать Марси? Эта сцена может разыграться по-разному и каждая из них будет иллюстрировать характер Марси.
Как сценарист, составьте список из пяти-десяти возможных вариантов. Марси могла убежать, вытащить пистолет, позвонить в 911, открыть дверь и спросить: "Кто там?"
Что делает персонаж?
Как он это делает?
Все эти возможности довольно просты, но правдоподобны. Как этот сценарий можно превратить во что-то необычное? Вот тут-то и вступает в игру ваш опыт сценариста.
Марси могла выхватить свои нунчаки, электрошокер или дымовую шашку, спрятанную в сумочке. Или, может быть, лазерный пистолет, чтобы она могла испарить незваного гостя?
Следующий вопрос для сценариста - как герои принимают свои решения? Каково их поведение и состояние ума? Марси шокирована, готова, спокойна или в панике? Знает ли она, что делает? Ответы на эти вопросы откроют так много о персонаже, что стоит потратить время, чтобы тщательно обрисовать каждую сцену.
Сценаристы также должны думать о предыдущих и последующих сценах. Сценах, которые будут влиять на то, как это событие может разыграться.
Что в итоге? Возвращаясь к нашему примеру со взломом Марси, подумайте о том, решают ли её действия проблему или создают дополнительные для нарастания конфликта. Была ли выбранная Марси реакция лучшим способом справиться с ситуацией? Училась ли она и росла как личность? Почему это должно было случиться? Не заставляет ли это событие Марси столкнуться с чем-то из своего прошлого, чего она слишком долго избегала?
2) Бой или бегство
Эти сцены связаны не только с напряжёнными сценами погони, они более детальны и обострены. Адреналин может распространяться и внутри персонажа, а не только во внешних событиях.
Такие сцены типичны для кризисного момента. Давайте вернёмся к нашему предыдущему примеру, когда Марси вернулась домой и заметила, что её квартиру взломали. Она решила быть сильной и справиться с ситуацией сама, что бы ни случилось. Не звонить в 911 и не убегать.
Она выхватывает из кармана сложенную дубинку, хрустит костяшками пальцев и на цыпочках входит в квартиру. Ни слова диалога.
Эти три действия так много говорят о характере Марси. Она выбирает борьбу. Она храбрая и идёт в опасную зону, не боясь защищать свою собственность, но осознавая опасность. Она не жертва, она осторожна, методична и готова войти в зону боевых действий, оценив риски. Она подготовилась и решила защищаться. Не связывайся с ней.
Давай познакомимся с Марси поближе.
Марси делает паузу, затем несколько глубоких вдохов, понимая, что успех далеко не гарантирован. Она всё ещё может передумать и уйти, но не делает этого. Она входит и видит тень в своей спальне. Она врывается, поднимает руку и пинком распахивает дверь спальни. Она сталкивается с вором и кричит на него. Вор размахивает ножом, говоря ей уйти. Она набрасывается на него с дубинкой и выбивает нож из его рук. Она бьёт его по коленям, и он падает.
Давайте сделаем паузу и рассмотрим, что говорят о ней её поступки. Она на адреналине, быстро берёт ситуацию под контроль и использует размеренную грубую силу, чтобы остановить негодяя.
3) Качели
Это большие повороты, которые происходят в истории – большая потеря или большой выигрыш. Качели в вашем сценарии должны много значить для вашего персонажа. Как персонаж реагирует на увольнение, потерю питомца или потерю родителя? Они грустные, терпеливые или злые? Эти ответы могут быть так красноречивы и показать истинное лицо персонажа.
Эти качели-сцены являются основными сюжетными точками, которые поворачивают вашу историю в новую траекторию. Сценаристы должны учитывать не только то, как реагируют персонажи, но и то, как они отвечают. Это последовательные события – сначала они реагируют, затем отвечают.
Герои должны быть сконструированы таким образом, чтобы действие происходило изнутри персонажа. Марси, которая собирается на вечеринку и кладёт в сумочку дубинку, что это говорит нам о её характере? Случались ли опасные ситуации раньше или она просто перестраховывалась? Как она относится к тому, чтобы причинить кому-то боль? Сценаристы могли бы также рассмотреть, как реакции их персонажей соотносятся с реакциями общества в целом. Существует ли чрезмерная реакция, недостаточная реакция или стандартная реакция?
Реакция персонажа так же важна, как и его последующее действие.
4) Сцена разборок
Это сцены, в которых выясняют отношения главный герой и антагонист. Ими в равной степени движут эмоции и разум, а победитель может быть только один. Эти персонажи раскрывают все карты. Недосказанное, наконец, сказано, секреты раскрыты, недоразумения устранены, и каждая сторона знает, где они находятся.
Как может выглядеть сцена выяснения отношений для Марси? Будет лучше, если она узнает незваного гостя или того, кто его послал. Представьте себе, что незваный гость - это бывший парень, с которым она рассталась несколько дней назад. Это может развиваться как сцена диалога, где Марси рассказывает всё как есть.
5) Тихие сцены
Это рефлексивные, медитативные сцены, которые иллюстрируют уязвимость персонажа после напряженного события. Как они оценивают эмоционально истощающую ситуацию и перестраивают себя?
Давайте продолжим сценарий с Марси. Избитый злоумышленник убегает. Как она отреагирует после этого? Начинает ли она убирать комнату, будто ничего не случилось, плюхается ли на кровать и плачет, наливает себе крепкий напиток или звонит маме? Эти сцены также дают зрителям некоторое время для понимания кризисного момента, потому что они делят более интимное пространство с персонажем и дают зрителям представление о том, как Марси справляется с кризисом.
Тихие сцены не всегда должны следовать за травмирующим моментом. Авторам следует задуматься о том, как персонаж расслабляется и отдыхает? Молятся ли они, медитируют, читают или слушают музыку?
Тихие сцены также могут включать в себя автономные, фрагментарные сцены, которые связывают основные сцены действия. Они могут быть чем-то таким же простым, как персонаж, который готовит завтрак или убирает дом. Они дают зрителю передышку в главном действии, но и раскрывают персонажа в неконфликтной ситуации. Что Марси может съесть на завтрак? Кофе с тостами, конфеты с содовой или мюсли?
Автор статьи: Jim
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях .
Записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий
(начало мая - конец июля 2021)
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям
Курс подойдёт:
- начинающим авторам
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Make Russian Film Great Again!
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.