Продолжаем цикл публикаций о великих советских художниках-иллюстраторах.
Человек, которому суждено было определить визуальный облик, пожалуй, самого культового советского журнала про технологии и научную фантастику, родился в 1928 году.
В юности он работал слесарем, потом экстерном закончил школу-семилетку и поступил в художественное училище имени М. И. Калинина в Москве. Некоторое время трудился в горьковской области художником в артели хохломской росписи. Кстати, этот стиль чувствуется даже в зрелых акварельных иллюстрациях Авотина, придавая их завитушкам оригинальную беглость, воздушность и непохожесть на стиль других иллюстраторов.
Чуть позже Роберт Жанович получил высшее образование в Московском институте прикладной и монументальной живописи, а еще он закончил факультет монументальной живописи легендарного Мухинского училища в Ленинграде. Его дипломная работа даже демонстрировалась на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году, а через год — на Всесоюзной художественной выставке.
Начиная с 1951 года и до самой смерти, то есть на протяжении сорока лет, художник иллюстрировал культовый советский журнал «Техника-Молодёжи». Для его читателей Роберт Авотин — это бренд, который сегодня уже невозможно отделить от иллюстрируемого им журнала.
Интересно, что поначалу Авотин рисовал не только акварели. Да и к узнаваемому стилю его поздних работ он пришел не сразу. Вот, например, легендарный антарктический вездеход «Харьковчанка», который красовался на обложке третьего номера «ТМ» за 1959 год.
Но настоящую славу художнику, разумеется, принесли иллюстрации переводной зарубежной фантастики. Этот труд, кстати, высоко оценили не только читатели журнала, но и авторы книг.
«Мой роман «Фонтаны рая» переведен на многие языки мира. Многие из этих изданий иллюстрированы. Но больше всех мне пришлись по душе иллюстрации Роберта Авотина, опубликованные в вашем журнале. Они показались мне наиболее точными и достоверными». (Артур Кларк в интервью для «Техники — молодёжи»)
Именно его работы делали обложки журнала моментально узнаваемыми на фоне (признаем, довольно скучной визуально) периодики тех лет.
Однако, помимо великого журнала, Авотин оформил ещё два десятка книг. В основном это были периодические сборники «Фантастика» и «Тайны веков», которые выпускались издательством «Молодая гвардия», а также авторские томики из серии «Библиотека советской фантастики».
На счету Авотина классические сказки для детей и книги для подростков, разнообразная актуальная переводная НФ. Вот, например, его иллюстрации для томика сказок и рассказов Г. Х. Андерсена.
Писал он и картины, причем работал в столь привычной ему смешанной и акварельной технике, в которой он достиг мастерства.
Умер художник в 1997 году в возрасте 69 лет. Однако выросшие на его иллюстрациях поколения подростков прекрасно помнят работы этого узнаваемого самобытного художника.
«Звездные короли»: космоопера, которую стоило бы экранизировать
Геннадий Голобоков: великий, но неоцененный советский художник-фантаст
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше материалов по близким темам в свою Яндекс-ленту!