Само сочетание букв СДВГ – синдром дефицита внимания / гиперактивности – как бы говорит о том, в чем состоит и диагноз, и причина поведения ребенка, имеющего психоневрологические нарушения. То, что в советские годы было призвано считать «избалованностью» и «разбалованностью», на самом деле является сложным следствием психоневрологических расстройств. Именно они являются источником нарушений, которые вызывают трудности в поведении, в общении, во взаимодействии с окружающими, с соблюдением правил поведения в детском саду и школе.
Основной признак СДВГ – нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Ребенок, как описывают его родители, не может усидеть на месте, ему нужно находиться «везде и сразу».
Клинической картиной проявления синдрома дефицита внимания / гиперактивности являются:
- трудности в усвоении инструкций и указаний действий (не запоминает последовательность: что сделать сначала, а что потом);
- проявляются навязчивые повторы в деятельности («болтание» конечностями, бесконечные движения руками, головой);
- постоянно «теряет» или «забывает» что-то;
- неряшливый, растрепанный внешний вид;
- может «не слышать», когда к нему обращаются;
- допускает множество мелких ошибок при выполнении рутинной работы (например, в прописях);
- много и быстро разговаривает, может не дослушать вопрос до конца, о чем его спрашивают;
- самое тяжелое время – ближе к ночи, когда перевозбужденная детская психика выдает полную расторможенность поведения и непослушания.
Зачастую у самих родителей создается стойкое ощущение, что он делает все «назло», опускаются руки, нарастает раздражение и бессильная злость на самого себя и на своего ребенка.
В работе с детьми с СДВГ есть множество методик, и специалисты давно и планомерно работают с такими детьми, постепенно приводя нарушения в пределы допустимых границ. Однако, что делать родителям, столкнувшимся с проявлениями такого синдрома, достаточно тяжело на практике, и практически невозможно наравне со специалистами проводить коррекционную работу, сохраняя спокойствие. Что стоит посоветовать им, для того, чтобы минимизировать последствия проявления отклонений и более уверенно растить своего «особого» ребенка?
- во-первых, скорректировать рацион питания ребенка, убрав из него все продукты, провоцирующие возбуждение поведения: шоколад, сладости тем более синтетического происхождения, газировки, продукты с глутаматом натрия, нитритами; побольше продуктов, содержащих белок и сложные углеводы: орешки, бобовые, нежирные сорта мяса, и конечно больше зелени и овощей;
- дети с СДВГ обычно очень активны и выносливы. Поэтому любая секция, где физическая нагрузка позволяет ребенку уставать – будет только на пользу. Обычные ОФП и ЛФК тут не подойдут. Зато отлично – прыжки на батутах, баскетбол, футбол;
- вступить в сообщество мам таких деток: так будет проще общаться с единомышленниками и находить для себя оптимальные стратегии поведения;
- изучить литературу. Например, можно порекомендовать Глена Домана, чтобы понять, как устроен мозг, и какие возможности таятся в ребенке с СДВГ при правильном подходе;
- для себя прочесть книги «Сила настоящего», «Новая земля», «Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь с ребенком с отклонениями в развитии», «Материнская любовь», мотивироваться и понять, как выстраивать вполне счастливую жизнь в новых обстоятельствах;
- не забывать жить своей жизнью, принять и дать возможность ребенку пройти свой путь.