Если идти по набережной Волги со стороны Зеленского спуска, после Зачатьевской, на уровне Борисоглебской башни открывается вид на Чкаловскую лестницу, поднимающуюся к памятнику Валерию Чкалову у башни Георгиевской Нижегородского кремля.
Ничего себе лесенка. Я прибрел сюда по Нижневолжской набережной, перед этим изрядно походив по городу. Теперь передо мной стоит дилемма: возвращаться по проделанному маршруту, ползти в гору по Зеленскому спуску (он хоть и спуск, но идти-то в гору), делать большой крюк, обходя Кремль, или штурмовать лестницу? Гостиница метрах в пятистах от памятника Чкалову, а организм настойчиво намекает, что пора бы чего-нибудь перекусить, да и упасть на часок-другой в люльку.
За моей спиной, прямо над головой нависают красные гребные винты и рулевое перо катера, установленного на постаменте. Почему-то именно вид этих винтов позволяет прочувствовать мощь механизмов, скрытых за листами обшивки корпуса.
Катер "Герой" имеет долгую трудовую и боевую историю. На памятной табличке памятника надпись:
Катер "Герой" в составе Волжской военной флотилии, созданной по указанию В.И. Ленина, принимал участие в разгроме белогвардейцев на Волге (1918-1919), в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Сталинградом (1942-1943)
В биографии буксира имеются разночтения. Кто-то сообщает, что баркас был построен на верфи Коломенского завода в 1916 году и получил имя "Матвей Башкиров". Матвей Башкиров - русский предприниматель, хлебопромышленник. Некоронованный король Нижнего Новгорода. В честь него названо судно? В гражданскую войну получил броневую обшивку и артиллерийское вооружение, преобразившись в канонерскую лодку "Волгарь-доброволец". "Волгарь-доброволец" принимал участие и в Великой Отечественной войне, затем какое-то время служил штабным кораблем, а затем был переоборудован в корабль-музей, ходивший в агитационные рейды по Волге. Если принять во внимание боевое назначение, выполнение штабных и музейных функций и, наконец, найти фотографии канонерской лодки "Волгарь-доброволец", станет ясно, что "Герой" и "Доброволец" - это два абсолютно разных проекта.
По другим источникам буксир был спущен на воду в 1899 году в шведском городе Мутала на верфи «Мутала веркстад». И носил гордое имя "Финн".[2] Здесь же приводится фотография буксиров "Финн" и, в последствии, "Герой". Очень похоже. Однако, при внимательном рассмотрении можно заметить некоторые конструктивные различия, позволяющие сделать предположения, что "Финн" и "Герой", возможно, оснащены различными силовыми установками и являются разными судами, хотя и родными братьями. Строительство малых судов по типовым проектам, думаю, практиковалось и в те далекие времена. Таким образом, в истории "Героя" переплелись судьбы трех судов (кораблей), что нисколько не умаляет боевые подвиги буксира. Зря Героем не назовут. Наоборот, памятник приобретает собирательный смысл. Не буду вступать в длительные разбирательства. Для этого у меня не хватает необходимых материалов и мы, все-таки, про лестницу...
Лестница начинается от полукруглой площади у памятника катеру. Проезжая часть Нижневолжской набережной проходит через арку лестницы, образующей въезд в своеобразный тоннель. Теперь за моей спиной еще один интересный памятник, ставший городской достопримечательностью - "Олень"
Скульптура установлена на набережной 12 июня 2014 года в день 793 годовщины основания Нижнего Новгорода. Олень - символ города. Олицетворяет мудрость и справедливость. Во все времена присутствовал на официальных и неофициальных городских гербах и эмблемах. Красуется на эмблеме автозавода. Без преувеличения можно сказать, что нижегородский олень знаком каждому россиянину и многим за границей России. Конкретно этот олень, немного неожиданно, родом из Венгрии. Скульптура является подарком городу от почетного консула Венгрии Элады Нагорной. Открытие происходило под звуки венгерских мелодий, ознаменовалось запуском фейерверков и завершилось угощением присутствующих венгерским вином.
Скульптор Габор Жоке специально приезжал в Нижний Новгород для участия в церемонии. Это первая его металлическая скульптура. До Оленя он был известен как признанный автор деревянных скульптур. Учитывая близость к воде, скульптура выполнена из нержавеющей стали. Олень пользуется заслуженной популярностью у горожан и туристов. Недостатка в последних нет, так как вдоль реки в непосредственной близости расположены несколько причалов.
Круизный теплоход "Космонавт Гагарин" подходит к причалу на Нижневолжской набережной.
Теплоходы, совершающие круизы по Волге, подходят один за другим. Не успел пришвартоваться "Космонавт Гагарин", как его подпирает теплоход "Максим Горький".
У самого причала под скульптурой Олень и, соответственно, неподалеку от катера установлены две металлические конструкции, сплошь укрытые повязанными на них ленточками. По простоте душевной я посчитал, что эти штуки носят религиозно-мистический характер. Вспомнились деревья на перевалах, обвязанные похожими ленточками. В детстве мы такие деревья называли Бурятским богом. Оказалось, что после установки на набережной катера "Герой", он стал местом притяжения, и нижегородские новобрачные считают своим долгом приехать сюда и закрепить на корпусе или на винтах катера свадебную ленточку. Что такие ленточки бывают, к стыду своему, не знал. Все течет, все изменяется. Да и традиции в каждой местности необъятных просторов нашей Родины несколько отличаются друг от друга. В 2010 году, чтобы оградить памятник от таких "покушений", власти города приняли решение установить рядом с катером металлические деревья, которые и приняли на себя бремя сохранения супружеской верности. Оказывается - это деревья. Если присмотреться, то на них можно заметить запертые навесные замки. Непременным условием стало наличие поблизости воды, куда можно выбросить ключ, что символизирует: "Обратной дороги нет". Но если уж допечет, всегда можно прийти с ножовкой или ножницами для резки арматуры. Чего не сделаешь ради свободы?
Чкаловская лестница расположилась на Волжском откосе. Она позволяет быстро попасть из центра города на Нижневолжскую набережную. Идею ее строительства высказал в 1939 году Александр Шульпин - председатель Горьковского горисполкома. Началась война, но идея получила неожиданное одобрение в 1943 году. Строительство лестницы связывалось с победой в Сталинградской битве, поэтому первоначальное название лестницы - Сталинградская. Позднее - Волжская, но прижилось народное - Чкаловская. Лестница верхней своей частью начинается от памятника Валерию Чкалову. Первоначальный проект предполагал ее начало от гостиницы Россия (немного левее), но волевым решением Шульпин перенес ее к памятнику. Многие считали такой перенос неоправданным из-за близости к историческому центру города - нижегородскому кремлю. Ну, на мой взгляд, сложившийся архитектурный ансамбль ощущения диссонанса не вызывает.
В конкурсе на разработку проекта Сталинградской лестницы победили ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Принимавший участие в конкурсе горьковский архитектор Александр Яковлев занял второе место, но, в итоге, архитекторы объединились и завершали проектирование и строительство совместно. Все трое заслуженно считаются авторами объединенного проекта. Основные инженерные вопросы и проблемы привязки к местности с учетом реальных условий легли на плечи горьковчанина.
Лестницу строили пять лет с 1944 по 1949 год. В строительстве принимали участие многие горьковчане, но так же использовался труд военнопленных немцев. Лестница в верхней своей части имеет два кольца, которые, по одной из версий, символизируют окруженный Сталинград, а прямая ее часть - прорыв советскими войсками окружения как итог Сталинградской битвы. Так ли это? Судить сложно, но учитывая идеологическую обстановку, вполне реально, хотя символизм мог быть привязан уже к реализованному проекту.
На фотографии торжества по случаю открытия Сталинградской (Чкаловской) лестницы. Представив перед собой тысячи устремленных на меня глаз, я уже был не вправе пасовать.
Принимаю решение идти вверх, хотя, по моим наблюдениям, абсолютное большинство движется в обратном направлении.
Дорога, проходящая под лестницей. Я показывал вам этот проезд. Слева за парковкой видна скульптура Оленя.
А это взгляд с лестницы уже немного выше. На заднем плане опора канатной дороги и черные точки идущих по дороге кабинок.
Редкий случай, когда канатная дорога является полноценным городским транспортом, соединяя Нижний Новгород с городом Бор.
Как ни странно, подъем стал восприниматься не так уж страшно. Лестничные пролеты перемежаются горизонтальными площадками, на которых можно передохнуть. Имея в руках фотоаппарат можно закосить под фотографа, тщательно выбирающего ракурс.
Примерно посередине лестницы она пересекается с аллеей Александровского сада. Ну, и кто знает, что сад назван в честь супруги Николая I Александры Федоровны? Площадь сада, заключенного между Верхневолжской и Нижневолжской набережной, составляет 35 гектаров, а по его тропинкам можно гламурно прогуляться, наслаждаясь волжскими пейзажами.
Если устали, можно отдохнуть под кронами голубых елей на скамейке в виде очков. Скульптурная композиция никак не связана с грунтом. Просто стоит под своей тяжестью. Своей формой отправляет в конец 60-х - начало 70-х. По моим ассоциациям, что-то похожее было у Шурика. И очень напоминает микроавтобус из Кавказской пленницы. Авторы: А. Белов, А. Борисов, М. Данилова, Е. Ильичева, Е. Кутай, К. Сатыго, К. Шумилина. Такой коллективизм свойственен только этим годам.
По мере подъема посетила мысль, что лестница - идеальный снаряд для спортсменов. Делаем полуприсев на левой ноге. Толкаемся вправо и вверх. Упруго принимаем тяжесть тела на правую ногу и толкаемся влево. Влево - вправо, влево - вправо. Как на тренировках в студенческие годы. Эх, хорошо. Только бы 60 килограммов, как в юности, а не 110.
Но зацените ракурс! Кто скажет, что я не лечу? Воспоминания делают чудеса. На местах схождения боковых лестниц устроены смотровые площадки.
Отсюда открываются замечательные виды на Волгу и ее набережную. Видим все, о чем говорили перед тем, как решиться на подъем.
За чередой балюстрад Георгиевская башня Нижегородского кремля.
И, наконец, попадаем к памятнику нашему знаменитому авиатору Валерию Чкалову. Памятник установлен на том самом месте, которое Чкалов со своим другом И.А. Менделевичем выбрали, прогуливаясь над рекой, для установки памятника Максиму Горькому. Судьба распорядилась иначе. Менделевич стал автором памятника другу, открытому в годовщину гибели летчика 15 декабря 1940 года. За памятник Чкалову Менделевич был удостоен Сталинской премии.
На площадке у памятника самая известная смотровая площадка.
Отсюда можно полюбоваться волжскими пейзажами вооруженным взглядом. Я так увлекся фотографированием, что сам забыл заглянуть в окуляр бинокля.
Слева мощные контрфорсы Георгиевской башни и крепостная стена, спускающаяся по Волжскому откосу к Борисоглебской башне кремля. И потрясающий вид на Волгу с ее кораблями, ее причалами...
На смотровой площадке собирается молодежь, чтобы, усевшись на парапетах, помечтать в лучах заходящего солнца.
О далеких мирах,/ О волшебных дарах,
Что когда-нибудь под ноги мне упадут.
О бескрайних морях,/ Об открытых дверях,
За которыми верят, и любят, и ждут
Меня. [4]
И о чем же можно мечтать у подножия памятника знаменитому летчику, как не о полетах?
Поневоле взгляды устремляются вдаль и в небо.
Солнце заходит. Всего Вам доброго.
P.S. Сколько же ступенек в Чкаловской лестнице?
- 560 с учетом круговых пролетов
- 442 если считать только по правой стороне [5]
А надо ли учитывать ступени участка от площади, к которой спускается лестница, от катера "Герой" до причала? Википедия говорит, что лестница была самой длинной в России до присоединения Крыма. Попытавшись вспомнить подобную монументальную лестницу в Крыму, отчаялся и полез в справочник. Оказалось, длиннее лестница на мысе Фиолент, в 800 (785) ступенек, ведущая от монастыря Георгия Победоносца к морю. Впечатляет. Но то ж лестница, а Чкаловская - Лестница!
Мы поднялись по Чкаловской лестнице, завершая круг вокруг кремля. Желающие могут продолжить прогулку: от Георгиевской башни до Кладовой, от Никольской до Часовой башни, от Ивановской башни до Борисоглебской. Идем по ссылкам
Источники:
Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.