Кто-то любит наступать на одни и те же грабли, кто-то ожидать другого исхода от одних и тех же действий, а кто-то развивать критическое мышление у детей...
Не то, чтобы это задача совершенно непосильная, просто давайте взглянем правде в глаза.
Во-первых, перефронтальная кора головного мозга, которая и отвечает за логическое и критическое мышление, еще не до конца сформирована. Нейроны еще не прошли миленизацию(по сути - активацию). Даже учитывая факт, что лобные доли формируются к годам 12-13, их активация, тем не менее, длительный процесс, растягивающийся до 25 лет.
Во-вторых, критически мыслящие люди сейчас не нужны, скажете вы. Нужны послушные, которые могут понимать инструкции и исполнять распоряжения босса, писать ответы в ЕГЭ под копирку.
Почему же педагоги так озабочены развитием того, что еще не может быть развито в силу физиологии и отсутствие общественного заказа?
Да потому, что время конвейров прошло. Индустриально общество не задумывается о потребностях людей, индустриально общество производит для интресов страны, промышленности. Постиндустриальное общество - это когда все оказывают услуги всем. Круче всех оказал услуги? ты на вершине иерархической пирамиды. Почему Amazon, Google, Tesla и пр. захватили мир? Потому, что доставка уже завтра, самый быстрый и легко настраиваемый пакет программ доступный на всех девайсах из любой точки мира, самые экологичные и безопасные автомобили (да еще и выглядят как из “бегущего по лезвию”). Они выиграли конкурентную гонку по предложению лучших услуг и продолжают ее выигрывать ежегодно.
Если вас еще не коснулись перемены, это не значит, что их нет.
- Но! - скажете вы - как же неравенство, дискриминация и прочие реалии сегодняшнего мира?
Критическое мышление - это навыки, которые помогают анализировать, синтезировать и принимать наиболее оптимальное решение из возможных. Не лучшее, а оптимальное. Потому, что лучшее может быть затратно по времени, а его нужно тоже учитывать.
Ученые и педагоги считают, что критическое мышление безусловно нужно развивать с раннего возраста. Лучший пример - ролевая модель. Однако, если рассудительность вам не свойственна, а вы не хотите оставлять ваших детей без светлого будущего, то возьмите в привычку использование следующих приемов, рассчитанных на детей от 6-8 лет и старше, когда дети уже понимают что мир живет по своим законам, и стремятся его исследовать.
- Метод “5 вопросов “почему” заключается в том, что вы задаете 5 последовательных вопросов почему на все ответы ребенка. Дети будут говорить всякую чепуху. Постарайтесь не высмеивать их, и будьте открытым к полету детской фантазии. Дети сами являются большими “почемучками”, поэтому они обрадуются, когда увидят, что и вы любознательны. Особенность его в том, что он позволяет развить анализаторские способности детей, их любознательность, широту кругозора, хотя это не очень эффективно для формирования представления о причинно-следственных связях, так как не все ответы будут являться адекватно отражающими реальность.
- Метод “Пауза ” заключается в том, что вы даете ребенку время подумать над ответом. Дело в том, что не все дети одинаково быстро анализируют поступающую информацию, а также принимают решение. Предоставляя шанс подумать, это позволяет детям развить навык осознанности, что в итоге приведет к более взвешенным ответам. Дайте ребенку порядка 60 секунд на ответ, если ответа не последовало, по попытайтесь прокомментировать его эмоцию (я вижу, что ты не в духе сейчас, может ответить, когда тебе станет лучше).
- Задавайте вопросы открытого типа. По дороге домой вы можете спросить “как ты думаешь, какими способами мы можем добраться домой быстрее?”. Когда вы видите что-то необычное, спросите своего ребенка “как ты думаешь, что здесь происходит?”. Никогда не смейтесь над его мнением и не навязывайте свое, даже если ребенок ошибается. Таким образом, ребенок сформирует уверенность в своих способностях к суждению и не будет слепо следовать за авторитетом.
- Тестируйте гипотезы. Предложите ребенку предположить развитие событий и потом протестировать их. “Как ты думаешь, что произойдет если мы отпустим два шарика разных размеров с одной и той же высоты?”, “Что произойдет, если мы положим семена разных растений в воду и дадим им доступ к солнцу?”
- Альтернативы. Не ограничивайтесь только одним принятым ответом. Это позволит развить гибкость и навыки жизни в непредсказуемом мире. Когда совершаете покупку телефона “Как ты думаешь, какие еще варианты есть с такими же параметрами? Где еще мы можем посмотреть телефоны?”, когда решаете куда планируете семейный отдых “Чем мы можем еще заняться если погода не подведет? А если подведет?”.
Если дети старше 12-13 лет и вы хотите поспособствовать развитию навыков критического мышления и научить их лучше принимать решения, то можете скачать и распечатать гайд, который я разработал на основе методик зарубежных университетов. В честь дня дурака - скидка)))