Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Проблема с редкоземельными элементами: Китай продолжит держать США за горло

Хорошая для США новость в том, что дружественные ей страны, такие как Канада, Австралия и Индия, от природы богаты редкоземельными элементами. Так, австралийская Vital Metals готовится начать добычу полезных ископаемых на своем проекте по добыче редкоземельных элементов Nechalacho на Северо-Западных территориях Канады, что сделает ее первым в стране производителем элементов, используемых в магнитах для электромобилей, аэрокосмической, оборонной и электронной промышленности.

Факты просто поразительны. Высокотехнологичный истребитель-невидимка F-35 вмещает 920 фунтов (450 кг) редкоземельных элементов (РЗЭ). Каждый эсминец AEGIS ВМС США типа Arleigh Burke имеет 5 200 фунтов (2,5 тонны), а подводная лодка класса Virginia – 9 200 фунтов (4,5 тонны) РЗЭ. Эти товары также являются ключом к будущему альтернативной энергетики, электромобилей, мобильных телефонов и даже наушников. Добавьте к этому тот факт, что 80% всех поставок редкоземельных элементов в США поступает из Китая. Страна, которой сейчас управляет лидер Си Цзиньпин, который недавно приказал своей морской пехоте – в акте явного безумия или, чтобы повысить ставку в игре с Соединенными Штатами – готовиться к войне.

Сейчас Китай контролирует четыре пятых мировых запасов редкоземельных элементов и еще большую долю в производстве мощных магнитов на основе редкоземельных элементов – отрасли, стоимость которых в совокупности составляет 13 миллиардов долларов в год. Это дает китайцам возможность задушить экономику Запада, в то время пока ведется борьба за производство жизненно важных элементов. Между тем, администрация Байдена пытается откреститься от катастрофических событий в Анкоридже, когда китайские официальные лица начали мстительную, историческую обличительную речь, нападая на все, что отстаивает Америка.

Байден издал распоряжение о проведении 100-дневного обзора цепочек поставок оборонной промышленности – но достаточно ли этого для кризиса, который становится все сильнее с каждым днем? Дэвид Заикин, гражданин Канады украинского происхождения, работающий в Лондоне, является генеральным директором Key Elements Group и основателем Mining Club в Лондонской школе бизнеса сказал в интервью Inside Sources: – «Китай – не за горами и пытается выиграть каждую гонку в мире. Запад должен сделать все возможное, чтобы свести на нет эти его усилия и найти альтернативные страны для добычи. Хорошая новость состоит в том, что есть дружественные страны, такие как Канада, Австралия и Индия, которые, естественно, очень богаты редкоземельными элементами. У них есть хорошие возможности для преодоления разрыва в потенциальной нехватке редкоземельных элементов или в случае их использования КНР в качестве оружия. Плохая новость состоит в том, что для начала коммерческого производства требуется очень много времени, а подходящее время для этого было вчера».

Этот сектор – заведомо грязный, экологически неблагополучный бизнес – также страдает от технической сложности, нехватки квалифицированных кадров на западе и монополистического рынка, который передает власть ценообразования китайским государственным операторам. Даже президент Дональд Трамп увидел опасность и в сентябре прошлого года подписал исполнительный указ, в котором содержится призыв к федеральному правительству изучить альтернативы, включая наращивание внутреннего производства. «Наша страна нуждается в важнейших минералах для производства самолетов, компьютеров, сотовых телефонов, систем производства и передачи электроэнергии, а также современной электроники. Хотя эти полезные ископаемые незаменимы для нашей страны, в настоящее время у нас нет возможности производить их в переработанном виде в необходимых нам количествах», – говорится в постановлении, – «Американские производители зависят от зарубежных стран в их поставках и переработке. Что касается 31 из 35 важнейших минералов, то США импортируют более половины их годового потребления». Распоряжение бывшего президента предусматривало расширение внутренних источников этих ресурсов.

Между тем, Австралия занимает шестое место по концентрации этих элементов. Пентагон прекрасно осведомлен об этом и пытается быстро переключиться на источники РЗЭ за пределами Китая, сообщило издание National Interest. В августе прошлого года Пентагон подписал контракт с Lynas Corporation – единственным крупным переработчиком редкоземельных элементов за пределами Китая – в Западной Австралии на проектные работы и исследования на установке разделения редкоземельных элементов в Техасе. Чтобы план стал коммерчески жизнеспособным, могут потребоваться годы. В феврале Пентагон объявил, что выплатит Lynas Corporation 30,4 миллиона долларов. Однако невозможно узнать, будет ли этот завод в Техасе производить достаточное количество редкоземельных минералов для удовлетворения военных потребностей.

«За пределами Китая у нас очень мало опыта. Мы единственная компания за последние два десятилетия, которая успешно расширила не только предварительную переработку редкоземельных элементов, но и выделение оксидов», – сказала в интервью Financial Times Аманда Лаказе, исполнительный директор Lynas, – «Это не то, что можно легко сделать из учебника. Наша собственная интеллектуальная собственность – одна из самых ценных вещей, которые у нас есть».

США также должны работать с такими союзниками, как Канада и Австралия, чтобы получить контроль над шахтами в странах-производителях, Мьянма и Малайзия, и чтобы не дать китайцам поглотить их. Например, разработчик РЗЭ Vital Metals начал добычу полезных ископаемых на своем проекте Nechalacho в Северо-Западных территориях Канады. Компания сообщила Mining Weekly, что ее горнодобывающий флот был мобилизован на площадку на прошлой неделе, а горнодобывающий подрядчик Det'on Cho Nahanni Construction приступил к работе. Все машины и оборудование, включая сортировщик руды и сопутствующую инфраструктуру, скоро прибудут на рудник для подготовки к производству редкоземельных элементов. «За последние 12 месяцев мы постепенно прошли все этапы, необходимые для начала добычи и производства редкоземельных элементов, и мобилизация горнодобывающего флота – еще одна важная веха», – сказал директор Vital Джефф Аткинс.

Шахта Mountain Pass, которая находится в пустыне Мохаве в Калифорнии, также возобновила производство после перерыва. Пентагон согласился профинансировать MP Materials – компанию, поддерживаемую частным капиталом, которая купила рудник за 20,5 млн. долларов в 2017-м году и возобновила раскопки – для проектирования на этом месте первого в США завода по переработке тяжелых редкоземельных элементов. Но с точки зрения зависимости от Китая это мало что значит. Продукция из Калифорнии отправляется на переработку в Китай, а затем отправляется обратно в США. Но, не только Вашингтон обеспокоен контролем Пекина над редкоземельными элементами. Китай остается крупнейшим в мире поставщиком редкоземельных элементов, важнейшего компонента в целом ряде высокотехнологичных и военных приложений.

Европейская комиссия работает над сырьевой стратегией, которая направлена ​​на то, чтобы избавить отечественную промышленность от ее зависимости от Китая путем активизации сотрудничества в отрасли и обеспечения устойчивого финансирования для новых производителей, сообщает Financial Times. 23 февраля президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европейский союз (ЕС) должен положить конец своей чрезмерной зависимости от импорта из-за границы, чтобы стимулировать свое технологическое развитие. Подчеркивая монополию Китая на поставку редкоземельных элементов, она сказала, что «это не является устойчивым».

Ранее в этом месяце Neo Performance Materials объявила, что рассматривает возможность расширения своего предприятия по переработке РЗЭ в Эстонии, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны европейских автопроизводителей и политиков, стремящихся снизить зависимость индустрии электромобилей на континенте от Китая. Neo также является членом Европейского сырьевого альянса (ERMA), инициативы Европейского Союза по увеличению добычи важнейших полезных ископаемых в Европе.

Редкоземельные элементы – это 15 элементов лантаноидов из периодической таблицы и два других связанных элемента, скандий и иттрий - стали неотъемлемой частью современной жизни. Более 90% гибридных и электромобилей используют в своих двигателях магниты на основе редкоземельных элементов. Несмотря на свое название, редкоземельных элементов относительно много. Но, как сообщает Financial Times, они, как правило, очень рассредоточены, что затрудняет их прибыльную добычу. Процесс разделения их на коммерчески жизнеспособные продукты также сопряжен с техническими и экологическими проблемами, которые вызвали трудности у многих новичков.

В то же время Китай продолжает держать стратегические высоты в этой области, когда дело доходит до РЗЭ, и будет их держать еще в течение долгого времени. Источник в государственной китайской компании по производству редкоземельных элементов сообщил в феврале Global Times, что Китай пока не налагает ограничений на экспорт редкоземельных элементов в США. Но в будущем ограничение на экспорт обязательно состоится. Китай продолжает «держать свою руку на горле» США. Ограничив поставки РЗЭ, Китай может затормозить все американское производство высокотехнологической продукции.

DAVE MAKICHUK

Источики : National Interest, Inside Sources, Mining Weekly , Global Times , Financial Times , RepublicWorld.com , Economic Times of India.