Найти тему
Онлайн-касса.ру

Штраф или тюрьма? Чем может закончиться нарушение правил маркировки

Национальный проект по внедрению цифровой маркировки, стартовавший в 2019, набирает обороты. Все началось с шуб — их предприниматели маркируют аж с 12 июля 2016. Тогда речь шла только об изделиях из натурального меха, и функции оператора системы прослеживания выполняла ФНС России, но с 1 июня 2019 передала полномочия «Честному ЗНАКу». С 1 июля 2020 к шубам добавили «табачку» и лекарства, а с 1 сентября — обувь. Запрет на оборот немаркированных шин ввели с 15 декабря (правда, хранить их можно было до 1 марта 2021), а фототехники — с 20 декабря 2020.

Обязательная маркировка духов и туалетной воды началась с 1 октября 2020. На остатки непромаркированных парфюмов, произведенных в России или импортированных на ее территорию и попавших в оптовые и розничные продажи до вышеуказанной даты, необходимо нанести идентификаторы до 31 октября текущего года. При этом разрешена их реализация — до 30 сентября 2021.

Ситуация с продукцией легкой промышленности жестче. Производство, импорт и продажу женского трикотажа, верхней и кожаной одежды и белья без идентификаторов запретили с 1 января 2021. Зато крайние сроки маркировки товарных остатков все-таки перенесли — с 1 февраля на 1 мая 2021, но торговать ими уже нельзя.

«Главными» маркируемыми товарами 2021 стали молокопродукты — обязательная процедура началась 20 января. Напомним расписание:

  • сыры и мороженое маркируют с 01.06.2021;
  • весь скоропорт (со сроками годности до 40 дней) — с 01.09.2021;
  • молокопродукты со сроками хранения от 40 суток — с 01.12.2021.

Куда больше повезло фермерам, ведущим прямые продажи молочной продукции или распространяющим ее через собственные розничные магазины или торговые сети. Для них обязательная маркировка начнется только в конце следующего года — с 01.12.2022.

За нарушение правил маркировки штрафуют и даже сажают. Начнем с санкций, предусмотренных за отсутствие «учетки» в «Честном ЗНАКе» или несвоевременное предоставление сведений в систему прослеживания. Пока административное взыскание распространяется только на участников фармотрасли:

  • 5–10 тысяч рублей — для провизоров и медработников;
  • 50–100 тысяч рублей — для компаний и ИП.

Штраф за оборот непромаркированных товаров «охватывает» сразу несколько случаев. По сути, это любые нарушения, так или иначе связанные с правилами нанесения идентификаторов Data Matrix:

  • их отсутствие, в том числе после возврата товара (не проведена перемаркировка) — на коробке, этикетке или самом товаре;
  • «нечитабельность» — штрихкод содержит ошибки, плохо пропечатан, сильно поврежден и не распознается 2D-сканером;
  • несовпадение с УПД — «фактический» код Data Matrix, нанесенный на товар, не соответствует тому, что указан в универсальном передаточном документе.

Кстати, за «беспорядок» в УПД оштрафуют так же, как и за принципиальное отсутствие идентификатора на маркируемой продукции. Например, это касается расхождений между «фактическим» и «документальным» наименованиями товарной позиции — даже если коды Data Matrix, нанесенные на упаковку, этикетку или изделие, совпадают с указанными в УПД.

Суммы денежных взысканий немалые. Штраф за производство подконтрольных «Честному ЗНАКу» товаров без идентификаторов:

  • 5–10 тысяч рублей — для работников и предпринимателей;
  • 50–100 тысяч рублей — для компаний.

За продажу контрафакта оштрафуют:

  • на 2–4 тысячи рублей — гражданина;
  • на 5–10 тысяч рублей — работника или предпринимателя;
  • на 50–100 тысяч рублей — компанию.

За отсутствие маркировки на сигаретах и алкоголе наказывают жестче. Штрафы за изготовление:

  • 10–15 тысяч рублей — для сотрудников и предпринимателей;
  • 100–150 тысяч рублей — для компаний.

За хранение, перевозку и продажу «табачки» и спиртных напитков без идентификаторов оштрафуют:

  • на 4–5 тысяч рублей — гражданина;
  • на 10–15 тысяч рублей — сотрудника или предпринимателя;
  • на 200–300 тысяч рублей — компанию.

Контрафакт конфискуют, и вернуть его невозможно.

Пробивать чек за покупку маркируемого изделия на кассе, не поддерживающей реквизит «код товара» (тег 1162), незаконно с 1 марта 2020. За это тоже могут оштрафовать:

  • кассира — на 1,5–3 тысячи рублей;
  • компанию — на 5–10 тысяч рублей.

«Рецидивы» или злостные нарушения правил маркировки могут закончиться не только «космическими» штрафами, но и уголовным преследованием.

За оборот контрафакта в крупном размере или по сговору можно «схватить» штраф от 100 до 300 тысяч рублей или 4 года принудительных работ. Если то же правонарушение совершено группой или в особо крупном размере, оштрафовать могут уже на сумму от 200 тысяч до полумиллиона рублей, отправить на принудительные работы на 5 лет или посадить на 6 лет и дополнительно взыскать до 1 млн.

За незаконный оборот табака или спиртных напитков в крупном размере штрафуют на сумму до 500 тысяч рублей, отправляют на принудительные работы на 3 года или сажают в тюрьму на тот же срок, дополнительно взыскивая до 120 тысяч рублей. Если правонарушение совершено группой, по сговору или в особо крупном размере, штраф составит от 400 до 800 тысяч рублей, принудительные работы «растянутся» уже на срок до 5 лет, а тюремное заключение — до 6 лет с дополнительным денежным взысканием до 1 млн.

Напомним: крупный размер — партия контрафакта на сумму от 400 тысяч, особо крупный — от 1,5 млн рублей. С алкоголем и табаком все строже. Крупным размером считают контрафакт на сумму от 100 тысяч, особо крупным — от 1 млн.

Подписывайтесь на нашу email-рассылку . Мы будем делиться полезным контентом и самой свежей информацией об изменениях законодательства.

Ставьте «Палец вверх» и жмите кнопку «Поделиться». Не оставайтесь равнодушными, эта информация может принести пользу вашим друзьям и знакомым!

Подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ — так вы не пропустите новое и полезное!